Анна Андреевна Ахматова

Эволюция поэтической системы Анны Ахматовой (1889-1966)

Периодизация:

1. Ранняя Ахматова – 1910-е годы: «Вечер», «Четки», «Белая стая».

2. Начало 20-х – 1930-е годы – революция и новое творчество: «Анно Домини», «Реквием», «Тростник»

3. 1940-1960-е годы: «Седьмая книга», «Поэма без героя».

Анна Ахматова осталась в рамках мышления акмеистов как широкого течения 20 века. Акмеизм развивался и в эмиграции (Ходасевич, Иванов). Акмеизм возрождается в 50-60-е годы. И Бродский начинает с акмеизма, с неоклассицизма:

1. Обращение к земной реальности, к истории

2. Приверженность к мировой культуре

3. Мышление образами культуры, культурологическая ассоциативность.

· Приверженность жанра. Ахматова сознательно развивает все жанры мировой литературы, при этом сильно их трансформирует. Строгость и петербургский стиль.

· Полигенетическая цитата. Полисемантизм. Цитата восходит к разным корням, одно через другое. Бесконечные эпиграфы, включение своих ранних стихов в свои поздние стихи. Создание единого культурного текста, противостоящего хаосу бытия.

Лирическая героиня ранней Ахматова выступает героиней любовного романа и изображает текучесть духовной жизни женщины, непознаваемость, невыразимость человеческих чувств. Нереализованность ожидаемого – одна из главных тем. Смятение. Вторая тема – тема творчества. Особенности ее мышления с языческими корнями – чет-нечет, семантика цифр и цвета + христианская парадигма. Это сохраняется и у поздней Ахматовой.

В раннем творчестве очевидно, что лирическая героиня изначально будет наделена исторических чувством. Она живет на границе видимой жизни и невидимой, она улавливает скрытый ход событий. Ахматов трагические события истории 20 века воспринимает их как Апокалипсис, как наказание и испытания. Здесь она близка к Булгакова. «Июль 1914 года». Эта история – это расплата поколению и ей за образ жизни в Серебряном веке. Петербург – блудный Вавилон. Осознание своей вины присутствует в ее «Молитве».

«Анно Домини» написана на рубеже 20-х годов, выходит в 1922 году. Главная проблема – в ней осмысливается трагическая судьба нации и поэта в ситуации революции и последовавшего периода становления другого общества. Книга состоит из трех частей.

1. «После всего»

2. «МСМХХ1»

3. «Голос памяти»

 

Основные темы:

1. Тема разрушения основ национальной жизни, поврежденность божественного космоса – оппозиция России и запада. Там – свет, здесь – смерть. Книгу «Анно Домини» пронизывают мотивы черного ветра, мутной воды, мотивы огня и пожара. «Все расхищено, предано, продано».

2. Тема смерти и крови

Новые жанры: плач, причитания, заклинания, сказка «О черном кольце». Новые мотивы: синей бороды, казни. «Новогодняя баллада» - баллада трагический жанр, которая подразумевает мистическое, фантастическое. Это мир мертвых, это мертвецы встречают новый год. Наше будущее – смерть.

3. Тема исторического самоопределения личности в новой исторической ситуации: здесь я останусь или уеду? «Не с теми я, кто бросил землю». И свой мир, и мир эмиграции для нее неприемлем. Мы все брошены этим миром.

4. Изменение форм присутствия в этом мире. Любовная тема здесь сходит на нет в цикле «Три стихотворения», «другой голос», где она разрушает личность. Лирическая героиня выбирает житийную модель поведения, этический путь. Путь, который совпадает с христианскими заповедями. «Земной отрадой сердце не томи» - схоже с нагорной проповедью Христа: откажись от материального, возлюби ближнего, прости своих врагов, идея абсолютного равенства людей, не ропщи на судьбу.

5. Тема неучастия в социальном эксперименте и приятия своей судьбы. Анна Ахматова остается привержено общечеловеческим ценностям. Цикл «Библейские стихи» - три стиха, связанные с судьбами женщин («Лотова жена» - акценты библии смещены, она воспевает жену, для которой значим дом, «Рахиль», «Мелохола» ).

6. Тема природы – незыблемость и неуничтожимость первооснов бытия.

Ахматова была запрещена сразу после это книги.

Поэма «Реквием»

Сначала появляется как цикл и пишется в 1935-1940-х годах . Но она дописывает этот цикл в 1940-е годы и он расширяется, «Реквием» становится поэмой. Если в раннем творчестве она выражала индивидуальное, то сейчас – позиция многих. Стихотворение «Многим». В этой поэме, написанной в период начала террора, она занимает гражданскую позицию, выступает от имени нации, представительствует от национального мира. Поднимается антитоталитарная тема. Это было впервые. Советское государство – антинародное. В этой поэме поставлена проблема трагедии нации, уничтожаемой сталинской диктатурой, бесчеловечность и антигуманность. Массовость, неумолимость репрессий. Ставится проблема бесправия и обреченности человека в этом режиме. Ахматова впервые говорит о коллизии народа и советского режима. Поэма лиро-эпическая, это не реалистичсекое произведение. Есть три плана:

1. План страданий, план самосознаний лирической героини, от первого лица, воспоминание об аресте сына. Исследование внутреннего мира и изображение подсознания в ситуации погружения в смерть. Раздвоенное, больное сознание, экзистенциальная проблема.

2. Сюжет судьбы сына. Арест, Оглашение приговора, Апелляция, Приговор, Смерть, Распятие.

3. План трагической истории нации, которая аналогична истории сына.

Все они вместе стягиваются христианским сюжетам. Но название имеют только три главы: Приговор, к Смерти, Распятие. «Распятие» - ситуация распятия с двух разных сторон. Час искупления – позиция сверху, радость ангелов. Но ситуация самого распятого трагична. Во втором варианте – взгляд на события с земли, Ахматова вводит персонажей мировой драмы. Высшее страдание – страдание матери. Христианский сюжет имеет несколько смыслов:

1. Распятие сына, которому выносится приговор, распятие матери всех остальных матерей, распятие России.

2. Ахматова говорит о мировой трагедии

Лирическая героиня и в роли матери всех виновных и всех осужденных, статус новой богоматери – она заступница всех остальных матерей и воплощение всех страданий. Она от имени народа говорит. Написание этой поэмы – это форма бунта Ахматовой. Преодоление трагедии – в слове.

«Седьмая книга»

Это зрелая Ахматова, 40-60-е годы, это новое мироощущение. Позиция ее бытийная, она обращается к трагическим противоречиям человеческого существования. Социальные противоречия тоже здесь присутствуют. Это тема войны, в «Седьмую книгу» входит цикл «Ветер войны». Философская лирика Ахматовой подразумевает темы: времени, любви, культуры, войны. Центральная тема – тема времени, она ощущает беспощадность его течения, уничтожение всего временем. «Что, войны, что чума». Противостояние времени становится стержнем книги. Способы – это любовь, память, культура.

Тема творчества, тема поэта и его судьбы.

Появляется у Ахматовой с ранних стихов. «Нам свежесть слов…» - обозначена трагическая судьба поэта (из «Белой стаи»). Участи поэта – иди один и исцеляй слепых…чтобы узнать и равнодушие толпы. Поэт уподоблен Христу. Входит тема поэта и толпы, тема поэта и учеников, зависти к учителю, тема предательства. Тема творчесива начинает «Седьмую книгу». Первый цикл – «Тайны ремесла». Товречство безусловно, значимо для Ахматовой, это цикл, который ставит все проблемы творческого процесса, воспроизводит в сюжете творческий процесс. Первое стихотворение – «Творчество» (9 текстов). Условия рождения слова – звук и тишина, молчанье, шепот. Творчество - и земное, и непонятное, невыразимое, слово извлекается из небытия. «Бывает так: какая-то истома». Поэт – инструмент, который фиксирует текст, откуда-то поступающий. Символы поэтического творчества – ночь, шепот, белая стая, тетрадь, песня.

Проблема связи поэта и реальности

«Когда б вы знали, из какого сора…». Поэзия извлекаема отовсюду. Образ Музы – Поэтический дар дан свыше, человек беззащитен перед ним. Муза требует, поэтому поэт – подчиненное лицо. Ее размышления о поэтическом творчестве могут быть и ироничны: «Как и жить мне с этой обузой».

Проблема собеседника, проблема рождения поэзии и ответственности за нее. «Читатель». Ахматова здесь близка Мандельштаму: величайшая тайна связана с читателем. Читатель – это зарытый клад. Читатель – это тайна. Поэт живет в конкретное историческое время, а читатель живет в разные времена, для него все это и создается. Без этого поэзия не имеет смысла, поэзия подразумевает адресата.

Проблема невоплощенности слова

Муки творчества, которые не всегда завершаются нахождением нужного слова. Драма творческого процесса.

«Многое еще, наверно, хочет…» - проблема поэзии в развитии мира. Слово дает жизнь несуществующему, бессловесному, то, что желает быть, реализоваться. Поэзия развивает одновременно и самого поэта. Поэтический дар дает возможность реализоваться.

Тема памяти

Появляется уже в 20-е годы в книге «Анно домини». Последняя часть – «голос памяти». Цикл «Тростник» - весь цитатен, помещены стихи, посвященные друзьям («Подвалы памяти») – философия памяти. Это и «Реквием». «Седьмая книга» - «Северные элегии», «Венок мертвым»; «Поэма без героя». Лирическая героиня призвана воскресить свое поколение. Память – это подсознание лирической героини, это мука. Память является аналогом живой воды, которая дает жизнь тому, что ушло. Память – способ противостояния хаосу бытия, ужасу исторической жизни.

«Северные элегии» - один из ключевых циклов. Собраны стихи разных лет. Грустные размышления о жизни. Северным элегиям предшествует эпиграф из Пушкина. Планы:

1. Лирическая героиня становится биографом 20 века

2. Переосмысление собственной биографии

3. Биография своего поколения

Каждая элегия посвящена определенному историческому периоду. Понятие памяти достаточно сложное. Виды памяти:

1. Память индивидуальная, которая позволяет передать неповторимый колорит исторического времени. Это может сделать только очевидец.

2. Память историческая – это события, вехи исторические

3. Память культурная – это память наиболее значима

Все виды памяти соединяются, пересекаются в этих элегиях. Культурная память способна не просто зафиксировать внешнее, а выяснить смысл происходящего. Культурная память присутствует в многочисленных реалиях культуры. В третьей элегии появляются 30-е годы – ужас исторического периода.

Во второй элегии появляется осмысление своего места в Серебряном веке. Ахматова пытается увидеть и понять, как вызревает будущее. Предчувствие и предсказание ее собственной судьбы – образы ахматовской и гумилевской поэзии: зеркало, сон, сон во сне, образ Прозерпины, лунной девы. В культуре было высказано то, что ей предназначено было к исполнению в 20-м веке.

Завершаются «Северные элегии» размышлениями о сущности памяти. «Есть три эпохи у воспоминаний…» В этой шестой элегии она и говорит об ограниченности индивидуальной памяти. Человеческая память имеет способность иссякать, это страшно. Вторая эпоха – это время более далекого прошлого, когда этика размывается. Образ старого дома – что я не помню, того не было. Это очень страшно. Поэтому на первый план выходит роль культурной памяти.

Центральный цикл, связанный с культурной памятью – цикл «Венок мертвым». Состоит из стихов, посвященным современникам-художникам. Анненский, Булгаков, Пильняк, Цветаева, Пастернак, Мандельштам. Имеет римскую нумерацию.

Венок – это поэтический жанр. Это ритуал, погребальный ритуал. В-третьих, это переплетение своего голоса с художественными системами других, она делает свое творчество эхом другим поэтов, так как чувствует ответственность за сохранение их поэзии. Тем самым происходит онтологизация культуры. «Нас четверо» - их цитаты переходят в ее текст. Анна Ахматова утверждает культурную память как некую ось истории. Культура – нерв истории.

Тема любви. Любовная лирика. Тема невстречи

Безусловный трагизм любви. В раннем творчестве Ахматовой любовь имеет трагическую основу, потому что суть ее – встреча-разлука. Сложный духовный мир лирической героини. В мире Ахматовой есть противоречие между ее женской сущностью и между нею как поэтом. «Тебе покорной? Ты сошел с ума!».

В зрелой лирике Ахматовой три основных цикла:

1. «Полночные стихи»

2. «Cinqwe»

3. «Шиповник цветет» (13 стихов). Тема любви, цвет шиповника подразумевает расцвет любви. В основе – тема невстречи. Но невстреча иная, чем у Цветаевой. Была встреча, а потом расставание. Любовь эта была и она сохранилась, она и есть и она безусловна, потому что разлуку герои несут наравне, встреча невозможна в земной жизни, поэтому их любовь иного порядка. «Несостоявшаяся встреча еще рыдает за углом». Причины невстречи: она опасна для жизни лирической героини и героя. Речь идет о Борисе Андрееве. Аллюзивная поэзия, встречи их прослушивались, она боялась за его жизнь. Эта любовь жертвенна. Эту ситуацию она зашифровала в античном мифе об Энее и Дидоне.

Помимо темы невстречи есть тема несбывшегося, как части жизни, тема нереализованного. Третья тема – тема творчества. Запрещенная любовь находит реализацию в творчестве – «шиповник так благоухал, что даже превратился в слово». Во всех остальных стихах речь идет о любви, которая реализуется в музыке, в снах. Безусловность их чувств как приход весны.

 

Творчество Даниила Хармса (1905-1942) (Даниил Иванович Лювачев)