ОБ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Первый классический тип философствования возник в лоне античной культуры.
В античной Ф. в зародышевой форме обозначились основные исследовательские программы развития будущей западной Ф. Античность была начальным этапом этого развития.
Последующими основными этапами стали: Ф. европейского Средневековья, развивавшаяся в системе христианской культуры; ее синтез с античной философской традицией в эпоху Возрождения;
Следующий этап - Ф. Нового времени и эпохи Просвещения;
Общее фундаментальное устремление философии Нового Времени совпадает с Логикой развития рационалистической новоевропейской культуры, - философия стремится освободиться от авторитета священного Предания и Писания, освободиться от рамок традиции –
Философия стремится обосновать и раскрыть возможность выводить познание из естественных источников человеческого разума!
Ф. 19 в., - здесь наблюдается переход от доминирования классических философских систем (немецкая трансцендентально-критическая Ф. была завершающим этапом господства этого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям второй половины 19 - начала 20 в. (марксизм, эмпириокритицизм, Ф. жизни, ранний фрейдизм);
новейшая (современная) западная Ф. 20 в. сочетает неклассические философские направления (экзистенциализм, феноменология, Ф. психоанализа, философская антропология, философская герменевтика и др.) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство и др.).
Уже в античной культуре и философии проявляется фундаментальная идея – геном западно- европейской культуры – ИДЕЯ УНИВЕРСАЛИСТИЧЕСКИХ ПРИТЯЗАНИЙ РАЗУМА.
МЫ ВИДИМ, что ИДЕЯ УНИВЕРСАЛИЗМА РАЗУМА последовательно получила развитие в системах западной философии – и сами системы западной философии были встроены в культуру – артикулировали ее символический код – становились рефлексией на развитие цивилизации в целом.
В развитии западной Философии, начиная с эпохи Возрождения и Нового времени до эпохи Просвещения, были сформулированы основные мировоззренческие идеи, которые отображали сдвиг в цивилизационном развитии запада –
переход от цивилизации традиционного типа к принципиально новому типу цивилизационного развития — техногенной цивилизации, начавшейся с зарождения капитализма.
В этот исторический период произошла великая философская революция, сформировавшая новое понимание человека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир, понимание природы как закономерно упорядоченного поля приложения человеческих сил, утвердившая ценность научной рациональности как регулятивного основания человеческой деятельности, обосновавшая идеи общественного договора, суверенности личности, естественных прав человека и т.д.
Все эти мировоззренческие идеи стали фундаментальными ценностями культуры техногенной цивилизации, предопределив магистральные пути ее развития.
Но уже начиная с возникновения неклассических философских учений, в западной Ф. намечается и критика этих мировоззренческих принципов, улавливаются и получают осмысление кризисные явления техногенной культуры и соответствующего ей типа цивилизации.
Эти кризисные явления стали нарастать во второй половине 20 в. (экологический, антропологический кризисы и др.), поставив под угрозу само существование человечества.
Возникли потребности поиска новых стратегий отношения к природе и человеческим коммуникациям, что остро поставило проблему новых мировоззренческих ориентиров.
Их выработка представляет собой основную задачу современного философского исследования. Здесь все большую роль начинает играть диалог западной и восточной философских традиций, который выступает частью более широкого диалога культур.
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ – РАСПОЛАГАЕТ К ФИЛОСОФИИ
В современной культуре – в ситуации постмодерна - отчетливо прослеживается тенденция подвергать универсалистические претензии разума сомнению.
Универсальность разума – историзм - многообразие
Наука с ее техникой и техника с ее наукой с разных сторон поставлены под большой вопрос. А это значит — под вопросом стоит свойственная новоевропейской цивилизации идея знания, истины, т.е. — идея, определявшая до сих пор вообще разумную форму вопросов и ответов на них.
Ведь классическая философия Нового времени — вплоть до Гуссерля — не только обосновывала истинность научного мышления, но и свою собственную истинность видела именно в разумной - научной форме.
Но если так, возникает следующий вопрос: как вообще дело может дойти до того, чтобы поставить под вопрос эту — научную — идею разумности? На каком основании этот вопрос может быть поставлен? Впрочем, может быть, под вопросом стоит сам разум со всеми его идеями и основаниями, и дело идет о том, чтобы его “преодолеть”?
Духи” всех времен встречаются друг с другом, ищут признающего их понимания, и не признают тех объективных квалификаций, которыми привыкли разделываться с ними и отделываться от них в этнографии, религиоведении, социопсихологии и других, может быть, более утонченных формах культурологического познания.
Они нависают в воздухе эпохи, и воздух этот до предела насыщается духовными энергиями, страстями, силами вековых традиций, спасительных упований и остроумнейших проектов.
Релятивизмом тут и не пахнет: сталкиваются духовные миры, интеллектуальные и нравственные вселенные, абсолюты.
Если дело доходит здесь до речи, а речь — до слуха и смысла, она заходит о последних словах и первых началах.
Дело не в окаянной решимости, очертя голову, предаться наобум какому-нибудь “духу”. Требуется само умение спрашивать и решать, спрашивать и решать радикально, поскольку дело идет о корнях и началах, о первом и последнем5.
Осмелюсь допустить, что если современная ситуация в какой—то мере соответствует набросанной картине, она может быть охарактеризована как философская ситуация по преимуществу, и требуется, призывается ею философ. Не сочинитель очередной спасительной доктрины, а тот, кто способен к самому делу философии, к вниманию и вопрошанию, радикальность которого соответствует радикальности назревающего недоумения.