Проблема творческого процесса
Миф о поэте
Поэт и история
Природа творческого процесса
Судьба поэта
Способ выражения реальности
Природа поэтического дара
Миф о поэте в творчестве Цветаевой
Основные вопросы:
Марина Цветаева пишет статью о поэзии «При свете совести». В представлении Цветаевой поэт превышает человека, творческий дар диктует поэту жизнь. Пишет не для миллионов, не для одного, не для себя, пишет для самой вещи, вещь путем меня сама себя пишет. Поэт не властен над собой. Творческая стихия превосходит поэта как личность. Марина Цветаева вводит представление о двух типах поэтов:
- С историей, берет впечатление из современной социальной жизни (Маяковский)
- Без истории (все берут из сознания)
Цикл «Сон», цикл «Бессонница». Когда все спят – поэт не спит, когда все не спят – поэт спит. Особое существование. Творчество – погружение в бессознательное.
Цветаева считает поэзию высшей формой духовной деятельности человека. Поэт служит абсолюту («В синее небо ширя глаза…»). Поэзия – стихия, ритм, поэзия совпадает с законами бытия. Провидение поэта уравнивается со стихией природы, любви. Поэтический дар в представлении Цветаевой дан свыше, поэт метафизически подготовлен к воплощению в мир. Творчество художника – это иррациональное, интуитивное познание мира («Стихи растут как звезды, и как розы…»). Человек неволен в этом даре. Все в мире есть производная поэта – и закон звезды, и формула цветка открыты поэту.
Цикл «Поэт» из трех текстов. В нем вновь говорится о природе поэтического дара и о феномене поэта, поэт сравнивается с кометой, который разрушает все законы мира. Комета – космическое тело, явление редкое, исключительное, огромное влияние на развитие жизни, поэт по степени значимости – комета, поэт явление уникальное, производит в земном бытии существенные изменения. Поэт находится в конфликте с миром, с наукой (Канта на голову бьет), поэт разрушает все авторитеты, все ценности, но вместе с тем он вечный ученик. Поэт – это тот поезд, на который все опаздывают. Судьба поэта всегда трагична. Поэт сравнивается с Иовом, на которого сыпались все несчастья. На поэте всегда лежит клеймо, но поэт никогда не откажется от этой своей участи, он гордится этой участью.
Обнажена проблема поэта и толпы. Циклы «Деревья», «Стол». Деревья – это мир, где поэт спасается от социума. Природа – рай, где поэт может найти отдохновение. Древо – переход из земной жизни ввысь.
«Стол» - это символ поэтического творчества. Стол – это живой ствол, это престол, это затвор, простор, столбец деяний. Метафора стола утверждает двуединую природу творчества. Это процесс духовный и физический, потому что с ним связан мотив усилий. Творчество у Цветаевой связано с самосожжением, творчество укорачивает человеческую жизнь.