Методические принципы конструирования вопросника.
Содержание вопросов, их формулировка, их последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум группам требований. Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. При нарушении этой группы требований социолог на этапе интерпретации результатов опроса и подготовки отчета с разочарованием обнаруживает, что по некоторым аспектам проблемы была собрана излишняя информация, но при этом опрашиваемым не были заданы крайне необходимые вопросы, без которых невозможно убедительное объяснение изучаемых явлений и достаточное обоснование рекомендаций.
Эта группа требований обеспечивается на этапе операционального определения понятий, о чем говорилось в соответствующем разделе. Операциональное определение понятий заканчивается получением списка единиц искомой информации. При построении вопросника это означает, что каждый вопрос рассматривается как специфический измерительный инструмент, предназначенный для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация. Только при таком определении можно оценить качество вопроса и проверить, дает вопрос искомую информацию или нет?
Вторая группа требований к построению вопросника и отдельного вопроса вызвана необходимостью учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, совокупностей людей, выступающих источником информации, необходимой для решения познавательных задач. Это значит, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашивавших о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже, и чувстве собственного достоинства и др. С учетом этих требований связаны такие факторы качества результатов опроса как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на участие в опросе и на сотрудничество с анкетерами или интервьюером.
В практической работе при конструировании вопросника обе группы требований часто пересекаются и должны учитываться комплексно и во взаимосвязи. Например, требование к доступности языка вопросника для респондентов часто оказывается, связано с требованием дополнительной операционализации научных терминов, которые социолог непосредственно включает в формулировку вопросов. Кроме того, требование доступности языка оказывается связанным и с информированностью опрашиваемого, с его включенностью в изучаемую сферу жизнедеятельности. Авторы анкеты часто привносят в формулировки вопросов тот уровень анализа изучаемых проблем, который стал для них привычным и естественным при разработке концептуальной части исследовательской программы. При этом не учитывается, что респонденты, являясь непосредственными участниками изучаемых социальных процессов, в то же время отражают и осмысливают их в своем сознании по преимуществу и виде эмпирических представлений, основанных на практическом опыте, полученном ненаучным путем.
Например, практически каждый взрослый человек читает газеты, смотрит телепередачи, слушает радио, посещает кинотеатры, получает информацию из множества других источников (лекции, доклады, семинары, курсы и т.п.) Однако можно ли с уверенностью утверждать, что столь же обязательно каждый участник этих информационных процессов задумывается над их социальным смыслом, их структурой или над эффективностью деятельности отдельных каналов информации? Многим ли известно, что выбор привычных предметов повседневного обихода (радио, газета, журнал, телевизор...) называется в соответствующей отрасли социологии системой средств массовой коммуникации? Многие ли из телезрителей, включая вечером голубой экран, думают о том, что они воспитывают в себе всесторонне развитую личность? Не удивительно, что значительная часть респондентов затрудняется объяснить пришедшему домой интервьюеру как, например, газета, получаемая по подписке, воздействует на его личность, а также оценить эффективность этого воздействия по пятибалльной системе.
А между тем, авторы анкет с непосредственностью энтузиастов предлагает респондентам поразмыслить над множеством сугубо научных проблем, являющихся предметом профессиональной исследовательской деятельности социолога. В подобных случаях происходит неадекватное соотнесение двух уровней сознании: научного и обыденного. Оба вида сознания являются универсальными в том смысле, что они применимы к любой сфере общественной жизни. Различие между этими формами сознания не в предмете, а в их уровне и в методах «добывания» информации, на которых они основаны. Таким образом, речь идет о том, чтобы при формулировке анкетных вопросов не предлагать респонденту задач, требующих применения специальных знаний и навыков, которыми он не располагает. Обычно вопросы, сформулированные на уровне научного сознания, содержат понятия, требующие дополнительного эмпирического описания (операционализации). Это означает, что для каждого из таких понятий требуется подобрать соответствующие индикаторы, по поводу которых и будут заданы конкретные вопросы. Так, понятие «повышение социальной активности» должно быть раскрыто в названиях конкретных видов деятельности, из которых складывается для авторов анкеты содержание этого понятия. Только при этом условии можно считать, что создана одна из предварительных предпосылок для общения с респондентом по поводу нужных социологу данных.
Перевод исследуемой проблемы на уровень обыденного сознания - одно из важнейших предварительных условий при разработке надежной методики опроса. Это условие предусматривает комплекс более конкретных методических и технических требований к построению каждого отдельного вопроса и их объединению в блоки, в вопросник.
Приступая к разработке вопросника, социолог решает уже другую задачу - как следует спросить респондента, как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. Умение социолога правильно решить эту задачу связывается в методике опроса с качеством получаемой информации, с логической обоснованностью вопроса. Требование обоснованности сводится к обеспечению каждого индикатора адекватно сформулированным вопросом или блоком вопросов, т.е. адекватным инструментом для получения единиц искомой информации. Измеряем ли мы с помощью сконструированного вопроса именно ту характеристику, которая нам нужна, а не какую-либо другую? На первый взгляд требование выглядит парадоксально: ведь спрашивающий, во-первых, всегда знает, о чем он спрашивает и, во-вторых, обращается к тому человеку, который является (с большой вероятностью) потенциальным носителем необходимой информации. Тем не менее, как доказывает практика, расхождение познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты - весьма распространенная ошибка, встречающаяся во многих вопросниках. Это обстоятельство свидетельствует о не разработанности методической операции «перевода» - общих исследовательских задач сначала на уровень частных конкретных познавательных задач, формулируемых в виде единиц искомой информации, а затем их «перевод» на уровень обыденных представлений опрашиваемых.
Необходимость этой операции тем более важна, что эмпирические данные многозначны по своей природе и могут быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с различными познавательными задачами.
Отсутствие четкого определения познавательной задачи вопроса приводит к замене индикаторов, которая не всегда осознается исследователем, и, в конечном счете, к получению данных, неадекватных искомой информации. Например, социологу требуется информация об уровне знаний, которыми располагают респонденты о различных аспектах деятельности своего предприятия. Для решения этой задачи часто задаются вопросы о том, как респондент оценивает уровень своих знаний. Например: «Знаете ли Вы, сколько колонн объединяет Ваше автохозяйство (парк, автокомбинат)?: 1. Знаю. 2. Знаю понаслышке. 3. Не знаю».
Границы интерпретации ответов, полученных на подобные вопросы, зависят от определения их познавательной задачи. Если целью исследователя является получение данных о фактическом уровне знаний опрашиваемых, то приведенные формулировки вопросов следует признать логически необоснованными, поскольку такие конструкции вопросов дают информацию о самооценке знаний, но не об их фактическом состоянии.
Самооценка человеком уровня своих знаний формируется под влиянием целого ряда трудно учитываемых субъективных факторов. Критерии самооценки у различных людей, как правило, не совпадают. Мало информированные люди могут иметь более высокую самооценку, чем высокоинформированные, но ощущающие дефицит информации. На формирование самооценки влияют и уровень притязаний, и престиж, и нормативные представления респондента и т.п.
Для получения данных о фактическом уровне информативности применяются другие методические решения: вопросы экзаменационного типа, либо специально разработанные тесты на измерение информированности. В связи с приведенными примерами целесообразно было бы предложить респондентам в первом случае назвать число колонн, входящих в автохозяйство, а во втором случае задать открытий вопрос о содержании любого из последних приказов или распоряжений, прочитанных ими на доске приказов. Полученные ответы можно оценить и закодировать по степени их истинности, т.е. соответствию их содержания реальному положению дел, т.е. фактическому числу колонн и содержанию приказов, находившихся на доске объявлений на момент опроса.
Другим распространенным видом ошибки, связанной с заменой индикаторов, является изучение фактического поведения методом самооценки этого поведения самими респондентами. Социологи довольно часто предлагают респондентам вопросы, требующие от респондента усредненной оценки периодичности или регулярности различных видов деятельности в течение более или менее длительных периодов. Весьма распространены и вопросы о величине затрат времени на различные виды деятельности. «Сколько Вы в среднем тратите на чтение номера газеты?». «Сколько часов Вы обычно тратите на просмотр телепередач в будний и выходной день?», «Сколько рабочего времени Вы теряете (в среднем) в течение смены из-за недостатков в организации труда и других, независящих от Вас причин?». Пока немногочисленные методические эксперименты, позволяющие сравнить ответы на подобные вопросы с фактическим поведением людей, свидетельствуют о том, что возможности памяти респондентов иногда весьма значительно «корректируются» их представлениями о том, каковы существующие нормы поведения в данной сфере деятельности и насколько соответствует реальное поведение отвечающего этим общепринятым нормам. При этом происходит смещение информации о фактическом поведении в сторону нормативных представлений респондента, и это смещение тем больше, чем сильнее несовпадение желаемого и действительного поведения. В подобных ситуациях при формировании ответа респондента на вопросы социологических анкет вступают в действие объективно существующие защитные механизмы человеческой психики, следствием которых и является не всегда осознаваемое респондентом смещение информации в целях сохранения психологического равновесия, желаемых положительных представлений о себе самом.
Следовательно, чем конкретнее вопрос и меньше нагрузка на память респондента, тем больше шансов получить от него достоверную информацию о затратах времени, периодичности или регулярности различных видов деятельности. Обобщать данные о распределении поведения людей во времени должен социолог, основываясь на ответах респондентов на предельно конкретнее вопросы об отдельных фактах поведения. Не случайно наиболее достоверным методом получения сведений подобного рода считается метод бюджетных исследований рабочего и внерабочего времени, основанный на самонаблюдении и последовательной регистрации всех видов деятельности с пятнадцатиминутным интервалом в течение дня от подъема утром до отхода ко сну вечером.
Однако при определении содержательной пригодности формулировки вопроса социологу приходится учитывать, что экономичность и организационная простота методического решения - далеко не достаточные критерии его оценки. Более того, экономичность исследования и качество эмпирической информации вступают в противоречие, которое в исследовательской практике встречается очень часто. Если это противоречие разрешается социологом с помощью подмены индикаторов, без изменения познавательных задач, то он, как правило, «расплачивается» за экономичность неадекватностью полученных данных.
Соответствие формулировки вопроса возможностям респондента как источника информации обеспечивается не только «переводом» познавательной задачи вопроса на уровень житейского опыта опрашиваемых.
Более конкретной и точной «привязке» к особенностям «поля» будущего исследования способствует проведение специализированных пробных (пилотажных) исследований.
Опыт проведения таких исследований свидетельствует о том, что даже самый тщательный предварительный анализ подготовленной методики опроса, проведенной «в кабинете» и основанный на максимально полном учете всех методических требований и рекомендаций, содержащихся в литературе, не может обезопасить от методических просчетов. Каждая исследовательская ситуация уникальна по сочетанию познавательных задач, лексики вопросника и правил его заполнения, по социально-психологическим особенностям опрашиваемых. Поэтому каждая эмпирическая, экспериментальная проверка анкеты дает социологу новую конкретную информацию, необходимую именно для данного исследования.
Поскольку требования к формулировке вопросов образуют сложный комплекс, включающий логические, психологические, социолингвистические и другие критерии, то социологу трудно обеспечить соблюдение всех этих требований, руководствуясь только интуитивными представлениями о качестве различных возможных вариантов построения вопроса. Основной такой оценки должна быть рациональная схема анализа, содержащая перечень структурированных критериев, с которыми можно соотнести конструкцию каждого вопроса. Хотя в социологии на сегодняшний день не разработана методика такого анализа качества вопросов, применяемая социологами, тем не менее, могут быть использованы существующие классификации вопросов по различным основаниям. В каждой из таких классификаций типы и виды вопросов выделяются и определяются в связи с методическими требованиями к их построению.
Функциональные вопросы решают различные методические задачи по управлению ходом вопроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные виды функциональных вопросов:
· вопросы-фильтры;
· контрольные вопросы;
· контактные вопросы.
Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Для того чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов, которым нужно задать отдельные специализированные вопросы, и задается вопрос-фильтр.
Подобные задачи неоднократно возникают при разработке методики опроса. При опросе работников предприятия требуется, например, задать несколько отдельных вопросов молодым рабочим, спросить об условиях труда матерей, имеющих детей дошкольного возраста и т.п. Каждый такой специализированный блок вопросов открывается вопросом-фильтром «Являетесь ли Вы...?», «Есть ли у Вас...?». Вопрос-фильтр должен иметь указатель-отсылку: к заполнению какого вопроса следует переходить респондентам, принадлежащим к различным группам. Например, после вопроса-фильтра «Есть ли у Вас дети дошкольного возраста?» (да, нет) следует блок вопросов для тех, кто имеет детей этого возраста. Поэтому в вопросе-фильтре рядом с вариантом ответа «нет» должно быть указание: «Переходите к вопросу №...». Иногда такой «указатель перехода» делается в виде стрелки, указывающей на соответствующий вопрос. Применяется и другой вариант графического оформления. После вопроса-фильтра помещается обращение к респонденту, например, такое: «Внимание! На следующие три вопроса отвечают только те, у кого есть дети дошкольного возраста. Остальные переходят к вопросу №...»
После окончания специализированного блока вопросов можно опять поместить обращение к респонденту «Внимание! Вопросы для всех!».
Пренебрежение исследователя вопросами-фильтрами часто приводит на стадии заполнения анкет и анализа данных к путанице и смещению результатов, к возрастанию числа не ответивших. Например, в исследовании образа жизни задавался вопрос о том, как респондент оценивает свои отношения с членами семьи, изменились ли они за последнее пятилетие к лучшему, к худшему или не изменились. Поскольку вопрос о том, живет ли респондент в семье или отдельно, размещался в конце анкеты, то вопрос об изменении отношений в семье оказался без необходимого логического фильтра. Анализ ответов показал, что на этот вопрос не ответили 294 человека (3% опрошенных). В то же время данные о составе семьи свидетельствуют о том, что среди опрошенных 928 человек проживают без семьи (9% опрошенных)
Следовательно, 6% опрошенных ответили на вопрос об изменении отношений в семье, хотя на момент опроса являлись одиночками. Таким образом, отсутствие вопроса-фильтра привело к утрате четких границ интерпретации полученных данных. Действительно, вполне возможно, что среди одиночек, оценивших изменение отношений в семье за минувшее пятилетие, какая-то часть имела семью раньше в течение пяти лет, т.е. оценивала прошлые отношения. Кроме того, при ответе на данный вопрос понятие «семья» могло пониматься частью респондентов как поддержание родственных связей без совместного проживания. Но такое понимание противоречит определению понятия «семья», которое дано в вопросе о составе семьи - «совместно проживающие и ведущие общее хозяйство».
Приведенный пример показывает, что вопрос-фильтр решает две задачи. Во-первых, он помогает респондентам четко различать вопросы, адресованные отдельным группам со специфическими признаками, т.е. обозначает адрес вопроса, обеспечивая логику общения с различными частями совокупности опрашиваемых. Во-вторых, вопрос-фильтр обеспечивает логику анализа и интерпретации эмпирических данных, полученных методом опроса, организуя эти данные в соответствии со структурой изучаемой характеристики. Однако для того, чтобы вопрос-фильтр был сформулирован четко и воспринимался респондентами однозначно, необходимо обозначить познавательную задачу вопроса и адресат вопроса. В приводившемся выше примере нечеткая формулировка и неоднозначное восприятие вопроса респондентами вызвано именно нечеткостью адресования вопроса и его познавательной задачи.
Контрольные вопросы имеют целью выяснение устойчивости или непротиворечивости ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме, проблеме. Например, задается общий вопрос об удовлетворенности работой, затем полученный ответ контролируется несколькими вопросами о некоторых частных аспектах удовлетворенности рабочей ситуацией, о желании сменить работу. Совокупность полученных частных ответов рассматривают как контроль на непротиворечивость высказываний общей оценки. Применяется также процедура психологического контроля на искренность с помощью специальных тестов.
Специальные вопросы используются для управления психологической ситуацией интервью. Для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос применяются, так называемые, контактные вопросы, которые могут быть прямо не связаны с темой исследования, но позволяют отвечавшему высказаться на тему для него наиболее актуальную, близкую, показывающую его информированность и компетентность. В практике опросов чаще всего эта функция возлагается не на специальные вопросы, а выполняется «попутно» вопросами, наиболее простыми по смыслу и технике заполнения, но одновременно дающим необходимую исследователю информацию.
По технике заполнения выделяются две основные группы вопросов: открытые и закрытые.
Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Респондент самостоятельно записывает сформулированный ответ в ситуации анкетирования, либо формулирует его устно в условиях интервью.
Закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных теоретических представлениях о предметном содержании вопроса и на данных пробного исследования, позволяющих адаптировать первоначальный вариант вопроса к социально-психологическим особенностям опрашиваемых.
Закрытые вопросы в зависимости от конструкции возможных вариантов ответов и типа логических операций, ожидаемых от респондента при заполнении, подразделяются на несколько групп. Дихотомические вопросы предлагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов могут представлять собой оценочную шкалу, предназначенную для измерения степени проявления какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня информативности, активности участия" в каком-либо виде деятельности и т.д.).
В этом случае респондент выбирает один ответ, поэтому предлагаемые варианты не должны иметь пересекающихся оснований, т.е. смысловые различия между ними должны достаточно четко восприниматься отвечающим.
Закрытый вопрос может содержать набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограниченное) число наименований по какому-либо основанию, предложенному автором анкеты. Иногда такие вопросы содержат задачу ранжирования выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательности, значимости для отвечающего. Например, из предложенного списка отбираются только просмотренные фильмы, выбираются три самих привлекательных профессии, или устанавливается последовательность решения названых в вопросе социальных проблем в зависимости от их актуальности для общества. При построении данного типа вопросов важно обеспечить достаточную полноту списка и четкость критериев отбора, соответствующих познавательной задаче вопроса.
Закрытые вопросы - наиболее популярный вид техники для сбора данных. Он привлекает исследователей экономичностью обработки, поскольку позволяет использовать предварительную кодировку всех возможных вариантов ответов.
Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения искомой информации к личности респондента. Если нужные социологу данные являются психологически и социально нейтральными или положительными по отношению к чувству собственного достоинства, престижу респондента или к его отношениям с другими людьми, то прямые вопросы дают достаточно достоверную информацию. Если вопрос требует от респондента критического отношения к себе, к окружающим его людям, к его референтным группам, если от респондента ожидается оценка негативных явлений действительности - в этих случаях возможны недостоверные ответы, либо уклонения от ответов. Косвенные вопросы помогают частично преодолевать эти психологические барьеры. Например, по поводу социально неодобряемых видов поведения (алкоголизм, бюрократизм, грубость, взяточничество и т.п.) людям проще рассуждать применительно к более общим, безличным ситуациям: не «я», «мой друг», «мой непосредственный начальник», «наш директор», «окружающие, которых я наблюдаю», «учреждения, где мне приходится бывать», «мой жизненный опыт». Функции косвенных вопросов могут выполнять разработанные психологами «проективные» вопросы. Например, респонденту предлагается закончить незавершенное предложение, придумать развязку к незавершенному описанию какого-либо события и т.п.
Построение вопросника представляет собой своеобразный «сценарий» ситуации опроса, логику общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник (анкета, план интервью) не просто совокупность, конгломерат вопросов, а определенным образом организованная исследовательская ситуация.
Наиболее популярная в отечественной практике социологических опросов композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительная, основная и заключительная. Начало опроса обеспечивается кратким и четким вступлением к вопроснику, включающему объяснение целей и задач исследования, данных об организации, проводящей опрос, просьбу к респонденту принять участие и помочь целям исследования, указание на важность и ценность ожидаемой от респондента информации, объяснение техники заполнения и другие необходимые сведения, вводящие опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующие его интерес к общению с вопросником.
Эти же задачи решают и первые вопросы анкеты: наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения.
От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента может увеличиться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Однако при этом следует учитывать, что после 45 минут напряженного внимания в непривычной для респондента ситуации опроса может наступить утомление. Поэтому вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.
Логическая структура тематического блока вопросов определяется его познавательными задачами и психологическими требованиями, связанными с адаптацией восприятия и понимания респондента к предмету обсуждения. В любом случае рекомендуется открывать блок вопросов фильтром, выясняющим информированность опрашиваемого, его включенность в обсуждаемую ситуацию или проблему. Далее возможны различные варианты построения блока. Если автору необходимо получить обобщающее суждение, основанное на единообразных, общих для всех отвечающих критериях, то сначала задаются частные, более конкретные вопросы, структурирующие сознание опрашиваемых по необходимым направлениям, а затем задается обобщающий итоговый вопрос. Возможен противоположный вариант, когда общая оценка (мнение, суждение) предшествует частным суждениям. В этом случае частные вопросы могут рассматриваться как контрольные по отношению к общим.
Определяя последовательность вопросов в блоке и в вопроснике в целом, следует иметь в виду возможное влияние предшествующих ответов на предыдущие (эффект эха). Это явление имеет место в ситуации, когда респондент, дав ответ на общий вопрос, рассматривает ответы на последующие частные вопросы как доказательство убедительности и правильности первого ответа. Иначе говоря, отвечающий сам контролирует непротиворечивость собственных ответов, независимо от реального состояния своих мнений.
Если существует опасение, что подобное влияние может стать источником систематических ошибок, то применяется «хаотическое» расположение вопросов, при котором логическое раскрытие темы опроса не очевидно. Вопросы, связанные задачами взаимного контроля, перемежаются вопросами на другие темы.