Театр Михаила Булгакова в контексте эпохи

Середина 20-х годов, драматургическое десятилетие в творчестве Булгакова

Жанровое своеобразие драматургии Булгакова

Вопрос о типологии драмы 20-50-х годов.

Булгаков написал более 20 пьес. Пособие «Русская драматургия 20-х 50. Проблемы типологии и поэтики» . Введение. (Дашевская)

Жанрово-тематические разновидности драмы:

1. Социальная драма 20-30-е

2. Комедия 20-х годов

3. Социально-философская драма, возникла в 10-е годы. Сюда принадлежит и Булгаков. Он создатель.

4. Философская, интеллектуальная драма (Шварц «Дракон»)

5. Театр абсурда (Хармс, Веденский)

Булгаков писал и либретто, и киносценарии.

Михаил Булгаков сам был и драматургом, и актером, и режиссером. Он всегда был тесно связан с МХАТом. Он и в прозаических произведениях использован театральный фон. «Театральны роман» Булгакова. И роман «Мастер и Маргарита» он тоже драматургический по форме. Сцены в романе располагаются как мизансцены. В самих пьесах Булгаков усиливает драматургическое начало в пьесах, он удваивает театральный компонент. Пьеса «Зойкина квартира» - сюжет инсценировки. Показ мод – мини-пьеса. Этот прием театра в театре присутствует в пьесе о Мольере, в пьесе о Дон Кихоте.

Драматургия Булгакова занимает особое место в литературном процессе. До Булгакова -= было четкое разделение жанров. Булгаков разрушает канон и создает внеканонические пьесы: памфлет, социально-психологическая драма, антиутопия…Эта многообразная жанровая палитра – это и есть отличие. А с другой стороны – все произведения Булгакова выражают единый жанр. Жанр – трагикомедии. Реальность для Булгакова двулика: она и трагична и комична одновременно.

Драматургия:

1. 20-х годов: «Зойкина квартира», «Дни Трубиных», «Бег» . В пьесах 20-х годов коллизия особого порядка, которая продолжает чеховскую конфликтную зону – субстанциальный конфликт. Драма Булгакова – послечеховская. Драма держится не на столкновении героев, коллизия – противостояние человека и хода времени. Коллизия не разрушается в рамках действия драмы. Катастрофическое историческое время. Главная проблема – проблема слома истории и выбора способа существования.

2. 30-х годов: меняется характер драматургии Булгакова, меняется тематически, из творчества Булгакова уходит современность. О современности писать уже нельзя. Три типа пьес по темам:

- пьесы с фантастическим сюжетом, антиутопия «Адам и Ева», дилогия «Иван Васильевич» и пьеса «Блаженство».

-исторические пьесы: «Пушкин. Последние дни», «Мольер»

- пьесы на чужие сюжеты: «Дон Кихот», «Война и мир», «Мертвые души»

В этих произведениях меняется конфликтная система, в их основе лежит конфликт как столкновение двух типов персонажей. Один – духовно свободная, творческая личность, а другой – человек ограниченного сознания, личность, определяемая социальным временем. Булгаков объясняет наличие этих типов сознания не данной исторической эпохой, а они были всегда. В разные исторические времена оказывается тот же самый конфликт. Главная проблема – проблема трагической судьбы мыслящей личности, ее обреченности в любое историческое время. В драматургии Булгакова вырабатывается определенная система мотивов:

1. Мотив сна и бессонницы

2. Мотив разума и безумия

3. Мотив бега и покоя

4. Тьмы и света, луны и солнца

5. Мотив слепоты, зрячести, сверхзрения

6. Мотив верха и низа

7. Адам и Ева

8. Цифровая символика

9. Цветовая: белое-черное

10. Метамотив – свобода и несвобода

Концепция художника начинает оформляться в драматургии и обретает завершение в романе.

«Последние дни. Пушкин»

Социально-философская драма. Начинает писаться в 29 году, завершается в 35. Она ставит проблема всей драматургии 30-х годов. Осмысление судьбы художника в истории. Конфликт художника и мра. Эта пьеса о Пушкине, в которой нет Пушкина как персонажа, нет героя, который бы персонифицировал Пушкина. Это означает, что Пушкин как художник и в мире сем, и не от мира сего. Художник в концепции Булгакова – это Бого-Логос-человек. Хотя он не участвует в конкретных действиях, его образ пронизывает действие. Прежде всего Пушкин изображен как обычный земной человек, обыкновенный. Он задавлен долгами, его одолевают кредиторы, он нищий, он унижен и раздавлен бедностью. Он страдает. Пушкин любящий муж, который безумно ревнует Наталью Николаевну к Дантесу, он раздавлен ревностью. Булгаков придерживается концепции того, что Наталья Николаевна виновна в его смерти. У Булгакова она любит Дантеса. Пушкин унижен преследованиями Геккерена и Дантеса, его травят.

В пьесе присутствует разветвленная система персонажей и все они – зона противостояния поэту, он абсолютно одинок и непонимаем. Можно выделить людей, которые его понимают (Жуковский), которые готовы помочь, но не могут (Александра Николаевна, Никита), есть люди, которые его поддерживают и в светском обществе (Воронцова ), светское общество, современные поэты (Кукольник и Бенедиктов), царь, Дубельт и Бенкендорф, Дантес, Геккерен, Наталья Николаевна.

Пушкин представлен в романе как поэт, как творящий Логос, через слово. Образ Пушкина создают его стихи. Они заполняют пространство пьесы. Их читают разные герои. Стихотворение «Буря мглою…» - основное, мгла, мотив светопреставления. Стихи Пушкина читают все, и Воронцова, и поэты, и царь…

С Пушкиным входит тема Христа, Булгаков разрабатывает новозаветный сюжет, который будет в романе «Мастер и Маргарита». Тема Пушкина – это тема распятия, художник обречен. Последнее, что писал Пушкин – обличение царской власти. Общество испытывается на явлении сверхчеловека.

Здесь есть палач, жертвы, ученика, предателя. Палач – царь, Пушкин – жертва, предатель – Битков, Богомазов (оба получают по 30 серебряников), ученики – студенты, которые читают после его смерти стихи Лермонтова «На смерть поэта».

Связь с традиционным булгаковским мотивом светопреставления. Идея смерти и воскресения Пушкина, Битков читает стихи «Буря мглою..». Идея бессмертия Пушкина присутствует и в авторском тексте, в эпиграфе - «…быть может в лете не потонет строфа, слагаемая мной». Пьеса о последних днях и бессмертии поэта.

«Мольер» - другое – поэт идет на компромисс с властью, тогда ему разрешают постановку. Он умирает от разрыва сердца во время спектакля. Художник – обычный земной человек.