ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В XX ВЕКЕ

РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО

Лекция 3. РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ

 

Место темы в учебном курсе

В данной теме отражены основные тенденции становления социального обеспечения в советской России и России эпохи реформ. Показано, как осуществлялось становление российской модели социалистического государства с основными институтами и формами поддержки населения.

 

Основные рассматриваемые вопросы

 

1. Общая характеристика советской модели
поддержки нуждающихся в СССР в XX веке.

2. Становление системы социального обеспечения в СССР
с 1917 по 1949-й год.

3. Система социального обеспечения и социального страхования в СССР в 50-ые — начале 90-х годов XX веке

4. Становление российской модели социальной защиты населения в конце 90-х годов XX столетия.

 

1. Общая характеристика советской модели
поддержки нуждающихся в СССР в XX веке.

 

 

После Октябрьской революции 1917 года на смену парадигме общественного призрения приходит модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. В основе социалистического перераспределения на первых порах был осуществлен классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Борьба с частной собственностью на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство. Однако переход к всеобщей пенсионной реформе в 60-е годы, оформление всеобщего социального обслуживания, развитие различных типов пособий для инвалидов и малообеспеченных семей, вынуждают государство подключать к данной деятельности предприятия; которые брали на себя проблемы обеспечения жильем, охраны здоровья, содержания социальной инфраструктуры.

Система государственного патернализма исключала различные формы благотворительности. Монополизация и централизация системы социального обеспечения приводила к медленному реагированию на решение общественных проблем, порождала различные формы социального иждивенчества, а пособия и система социальных услуг характеризовались крайне
низким уровнем обеспечения.

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — оказание нуждающимся людям или социальным группам безвозмездной помощи частными лицами или организациями. В советский период под благотворительностью понимали: «одно из
средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы». Благотворительная деятельность в России официально узаконена 7 июля 1995 года.

 

В советский период воплощаются в жизнь коллективные модели благосостояния. Коллективные доминанты равенства были основаны на общности труда и интересов, тем самым они отличаются от западных моделей индивидуализма. Представление о собственном историческом пути, формирование новых социокультурных принципов идентичности, исходя из классовых подходов, абсолютизация общественной собственности на средства производства, коллективных норм образа жизни, принципов общественной пользы и коллективной взаимопомощи являлись основой идеологии социалистической «модели государственного благоденствия». В историческом плане, так же как и в западной цивилизации, это была реакция на индустриализацию, урбанизацию и технический прогресс. Однако унификация общественной жизни, коммунистическая идеология, тоталитаризм привносят в данную модель элементы государственного распределения, где они выступают в качестве не только экономического, но и идеологического контроля над всеми сферами жизнедеятельности общества.

 

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ— процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства для роста производительных сил и подъема экономики. В СССР проводилась с конца 20-х го-
дов на основе приоритета тяжелой индустрии, при низком уровне жизни населения, командно-силовых методах.

 

УРБАНИЗАЦИЯ — процесс усиления роста роли городов в развитии общества как крупных культурно-промышленных центров с быстрым ростом населения за счет сельских жителей.

 

Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е годы является ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:

усиление адресности социальной поддержки слабозащищенных групп населения;

обеспечение основных социальных гарантий;

сдерживание массовой безработицы;

адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.

 

В социальной сфере как особой сфере государственного патернализма намечен ряд приоритетов и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте.

В результате многочисленных ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начинают приобретать застойный характер, «социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе».
В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются дифференцированная поддержка и социальное обслуживание. Приоритетными учреждениями социального обслуживания должны стать нестационарные учреждения (специализированные отделения социальной помощи на дому, учреждения социального обслуживания (социальные службы, государственные институты помощи и поддержки различным категориям населения РФ в 90-е годы) семьи
и детей и т.д.). Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечение средств граждан.

В области реформирования социальных выплат предполагается разработка единых принципов и критериев их предоставления, при назначении пособия предусматривается учитывать среднедушевой совокупный семейный доход и т. д.

 

 

2. Становление системы социального обеспечения в СССР
с 1917 по 1949-й год.

Аппарат управления в основных чертах строился по отраслевому признаку: каждый наркомат стоял во главе одной из отраслей (промышленности,культуры). Во внутреннем построении преобладали отраслевой, -производственно-территориальный и функциональный принципы, которые отражали особенности связей центра с управляемыми объектами. В значительной мере этот подход был унаследован от старого, царского аппарата.

Характерной чертой аппарата управления было огромное количество структурных частей и многоступенчатость их соподчинения, например Наркомат путей сообщения РСФСР включал: Центральное управление железнодорожного транспорта — отдел тяги — подотдел паровозный — часть эксплуатационная. Что ка-
сается структуры наркоматов в других республиках, то она повторяла в миниатюре структуру одноименных органов управления РСФСР.

Именно наркоматы выступали как непосредственные организаторы всех преобразований. Они сосредоточили в своих руках государственное управление, осуществляли национализацию промышленности, организацию производства, национально- государственное строительство, социально-культурное строительство, и что
было начало «министерской власти...»

 

Формирование нового геополитического пространства в России в период 1917—1991 годов связано с изменением идеологической системы, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Эти широкомасштабные перемены не могли не затронуть и систему общественного призрения, которая на предшествующем этапе имела тенденцию к объединению, централизации общественных и государственных структур.

 

Центральными органами отраслевого управления являлись наркоматы. Из 14 созданных 8 ноября 1917 года наркоматов шесть были народнохозяйственными (торговли и промышленности, земледелия, по железнодорожным делам, продовольствия, почт и телеграфов,финансов); только два наркомата — в области социально-культурного строительства (труда, просвещения) и шесть —в области административно-политической (по военным делам, по военно-морским делам,внутренних дел, по иностранным делам, национальностей, юстиции). Из 14 наркоматов лишь один (Нарко-
мат по делам национальностей) был, по сути, «новым», то есть не имевшим предшественника в том или ином виде ни в царском аппарате, ни в аппарате Временного правительства. Этот первый набор наркоматов сразу же и достаточно быстро начал пополняться созданием новых ведомств: ВСНХ, наркоматов госу-
дарственного призрения, здравоохранения, государственного контроля и др.

Новая структура, сначала министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) (до образования Наркомата социального обеспечения) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средстви имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

Так, 19 ноября 1917 года упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 года— Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, 12 января 1918 года — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 года упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 года — Александровский Комитет о раненых и т. д. Можно отметить, что на месте упраздненных ведомств учреждались отделы в Комиссариате государственного призрения, которые курировали вопросы социальной помощи данной категории нуждающихся.

К марту 1918 года постепенно оформляются основные направления деятельности в области социальной помощи: выдача пайков семьям, в которых основной кормилец призван на фронт; предоставление убежища для военно-увечных; назначение пенсий военно-увечным; курирование учебных заведений государственного призрения.

В связи с большим объемом мероприятий особо остро стояла проблема их финансового и материального обеспечения. Можно выделить достаточно большой спектр действий НКГП в данном направлении. Им были использованы различные меры — от целевого перераспределения материальных средств, организации благотворительных лотерей до введения определенных налогов. Так, в январе 1918 г. введен налог на публичные зрелища и увеселения, где на каждый проданный билет устанавливался благотворительный сбор, средства же шли на поддержку нуждающихся. Однако целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения новой государственной социальной политики, активно начинает осуществляться с апреля 1918 года, когда образуется Наркомат социального обеспечения. Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества.

С введением новой государственной политики начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся, право на получение помощи со стороны государства имели лица, «источниками существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого».

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».

 

Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам).

 

Наконец, 28 декабря 1921 года принимается декрет «О социальном обеспечении при безработице».

Наряду с социальным страхованием получает развитие законодательство о персональных пенсиях для лиц, имеющих особые заслуги, организуются дома для инвалидов, инвалидные мастерские и др.

5 декабря 1921 года Совет народных комиссаров установил дополнительные пособия роженицам: единовременное пособие на предметы ухода, пособие на кормление ребенка. Одновременно были введены пособия на погребение застрахованных и членов их семей.

Таким образом, создается система всестороннего социального обеспечения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их семей. Социальное обеспечение крестьян, которые не относились К указанным категориям лиц, в основном осуществлялось за счет крестьянской взаимопомощи, поскольку государство не могло обеспечивать их из своих средств. Не был еще решен вопрос о социальном обеспечении ремесленников.

С переходом к нэпу складываются новые отношения по медицинскому обслуживанию. Сохраняя основной принцип — бесплатность обслуживания всех трудящихся, Советское государство осуществляет его лишь в меру экономических возможностей. Финансирование здравоохранения в основном переводится на местный бюджет.

Однако эти и другие мероприятия не вели к полному свертыванию бесплатного медицинского обслуживания и лечения. Декретом СНК от 13 декабря 1923 года «О мерах к улучшению положения лечебно-санитарного дела» подтверждена незыблемость принципа единства управления лечебно-санитарным делом и намечено в качестве очередной задачи «сохранение живых трудовых ресурсов страны и улучшение здоровья всего населения», наилучшее обеспечение рабочих всеми видами лечебной и санитарной помощи, развитие здравоохранения в сельской местности и на окраинах республики.

В этот период ставится задача предоставления медицинской помощи всем гражданам, в том числе и застрахованным, за счет бюджетных средств здравоохранения.

Средства же соцстраха должны направляться на улучшение этой помощи застрахованным.

С переходом к нэпу получает дальнейшее развитие курортное лечение, становится популярной организация домов отдыха с содержанием в них рабочих и служащих бесплатно, за счет государства и средств социального страхования. В 1923 году одобрен первый опыт работы ночных санаториев, места в которых предоставлялись рабочим и служащим за счет средств социального страхования.

Народный комиссариат здравоохранения сохраняет в своем ведении и по возможности расширяет сеть яслей, домов матери и ребенка, женских консультаций. По-прежнему в ведении Народного комиссариата социального обеспечения оставались инвалидные дома, в которых инвалиды содержались за счет государственных и общественных средств и средств социального страхования.

Иногда допускалось помещение в них нуждающихся инвалидов, не имеющих права на государственное обеспечение. Инвалидные дома стали также создаваться органами социального страхования и крестьянской взаимопомощи.

Согласно постановлению СНК РСФСР от 30 августа 1923 года «О порядке передачи учреждений социального воспитания, содержащихся за счет культурных фондов профессиональных союзов и хозяйственных органов, органам Народного комиссариата просвещения», все учреждения социального воспитания, обслуживающие детей рабочих и служащих, школы, детдома, учреждения дошкольного воспитания и т. п., передаются органам Наркомпроса и в основном содержатся за счет отпускаемых им средств.

В таком виде сложилось социальное обеспечение после введения в нашей стране нэпа.

По мере восстановления экономики и появления новых финансовых возможностей Советское государство совершенствует систему социального обеспечения, проводя при этом строго классовую линию. Одновременно развиваются и определенные формы взаимопомощи, трудоустройства, а\ также кооперация инвалидов. Утвержденное Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 сентября 1924 года Положение о крестьянских обществах взаимо-
помощи обязывало такие общества проводить социальное обеспечение семей военнослужащих, инвалидов и всех беднейших граждан деревни, «содействовать государственным органам в оборудовании, содержании и снабжении находящихся в районе действия общества инвалидных учреждений, больниц, школ, детских домов, яслей, бесплатных столовых... и т. п., а при возможности –откры- вать и содержать таковые собственными средствами...». На указанные цели частично (хотя и мало) поступали средства от органов социального обеспечения.

В эти годы Советское государство не только оказывает бесплатную медицинскую помощь трудящимся, но в ряде случаев и обязывает граждан пройти профилактический осмотр и профилактическое лечение, а при необходимости лечение заболеваний.

Распоряжением Наркомздрава и Наркомтруда РСФСР от
19 апреля 1924 года «О порядке снабжения застрахованных протезами и ортопедическими аппаратами» было установлено право на бесплатное протезирование и снабжение ортопедическими предметами всех застрахованных, членов их семей, а также инвалидов труда и членов их семей, получающих пенсию от соцстраха.

Попытка сохранить с переходом к нэпу принцип бесплатности содержания и воспитания детей в детских учреждениях привела к сокращению стационарных дошкольных и внешкольных учреждений, поскольку все эти учреждения переданы органам Наркомпроса и переведены на местный бюджет. В этих условиях развивается сеть площадок для детей дошкольного возраста с одноразовым или с двухразовым питанием, уделяется внимание развитию яслей,
в частности в сельской местности создаются ясли сезонного типа. В 1925 году Наркомздрав утвердил инструкцию «Консультация для грудных детей», в которой установлена обязанность консультаций бесплатно брать под наблюдение детей своего района с первых дней жизни до двухлетнего возраста, организовывать выдачу для них питательных смесей, проводить профилактическую работу.
Функционировавшие в системе органов Наркомздрава дома матери и ребенка стали принимать по направлению специальных комиссий на бесплатное содержание беременных женщин, матерей с детьми (на срок не более двух месяцев) и детей-сирот грудного возраста.

Восстановив народное хозяйство, разрушенное гражданской войной и интервенцией, государство приступило к последовательному решению поставленных партией задач: социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлению культурной революции. С учетом названных задач развивается и социальное обеспечение трудящихся.

Социалистическая индустриализация была главнейшей задачей в строительстве социализма. Поэтому особое внимание по-прежнему обращается на социальное обеспечение рабочих и служащих.

В 1926—1932 годах много внимания уделяется улучшению законодательства об отдельных видах обеспечения по социальному страхованию. Совершенствуется обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности. При этом размеры пособий все более дифференцируются. Так, постановление ЦИК и СНК СССР от 23 июня 1931 года «О социальном страховании» предусматривает размеры пособий от половины до полного заработка в зависимости от членства в профсоюзе, общего и непрерывного стажа.

15 января 1926 года СНК РСФСР заслушал доклад о работе соцстраха и одобрил общую линию страховой политики — оказание наибольшей помощи застрахованным, непосредственно занятым на производстве. В связи с этим в первую очередь развивались помощь при временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам) и санаторно-курортное дело. В то же время совершенствуется пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца и, что особенно важно, законодательство впервые вводит пенсионное обеспечение по" старости.

 

Андреев B.C.

Право социального обеспечения в СССР

 

Новая экономическая политика, которая начинает активно проводиться в начале 20-х годов, существенно меняет стратегию социального обеспечения. Основными направлениями деятельности НКСО на данный период являлись: обеспечение крестьянства и лиц «самостоятельного труда» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение в городах семей красноармейцев. Наряду с данными видами помощи органам НКСО вменялись другие виды деятельности: оказание «помощи жертвам контрреволюции», борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство.

Помимо выдачи пособий НКСО организует обучение и переобучение инвалидов. В учебных заведениях НКСО только в 1920 году обучено и переобучено инвалидов различным ремеслам (на сумму 2 млрд. руб.), социальному обеспечению подлежали 166 ООО инвалидов в 1800 учреждениях.

На содержание пенсионеров было истрачено во втором полугодии 1920 Года 7 млрд. руб., а число пенсионеров достигало 1 000 000 человек. Конечно эти цифры относительны, поскольку по другим источникам уже в первом полугодии 1920 года насчитывались
500 тыс. пенсионеров. Можно констатировать, что по отношению к нуждающимся просматриваются унифицированные подходы, но только к тем, кто имел право на обеспечение.

Целенаправленную работу по ликвидации различных аспектов социальной патологии нищенства, проституции НКСО осущестляет совместно с Наркомздравом. Такой деятельностный союз был необходим, поскольку проституция, вызванная массовой безработицей, несла и другую проблему — вспышку инфекционных заболеваний.
Рассматривая проституцию и бродяжничество как наследие прошлого, НКСО использует методы общественного призрения, когда трудовая помощь переосмысливается и направляется на данную категорию. Подобная помощь разворачивается в лечебно- воспитательных и трудовых учреждениях.

Трудовая помощь как средство борьбы против профессионального нищенства складывается уже к 1919 году. Уже тогда были организованы распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы — в специальные трудовые коммуны» . Однако рост нищих не уменьшался, и это связано не только с тем, что многие из них были наследием предыдущего периода. Просто с таким количеством
нуждающихся в поддержке и защите не могли справиться формирующиеся органы социальной помощи.

К середине 20-х годов основным объектом деятельности НКСО по социальному обеспечению становится крестьянство. Это связано с тем, что оно представляло большую часть населения. Согласно переписи в 1926 году сельское население страны составляло 82%,
а городское — 18%. К проведению политики социального обеспечения в деревне подтолкнул и массовый голод (лето 1921 года). Тогда голодом были охвачены 30 млн. человек, и умерли 5 млн. человек.

Все эти факторы послужили тому, что приоритетным направлением в деятельности НКСО становится работа по социальному обеспечению крестьянства, организация крестьянской общественной взаимопомощи. Надо заметить, что крестьянская общественная взаимопомощь (КОВ) узаконена еще в мае 1921 года. Однако ее активный рост начался с 1922 года, когда в деревнях стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, на которые возлагались функции самообеспечения и патроната нуждаю-щихся.

Комитеты осуществляли контроль за тем, чтобы земли красноармейцев, инвалидов, сирот и бедноты были обработаны, на них лежала ответственность за организацию воскресников, а также «удовлетворение прочих хозяйственных нужд сирот, инвалидов,
бедноты... за недопущение эксплуатации их кулачьем».

Основными формами деятельности органов крестьянской взаимопомощи являлись: оказание индивидуальной помощи красноармейцам, инвалидам (пособия, ссуды, трудовая помощь); социальная взаимопомощь (общественные запашки, запасные магазины, под-
держка школ и больниц, изб-читален, инвалидных домов); правовая помощь (защита интересов малоимущего слоя при взимании налогов, отпуске леса, наделении лугами).

Принцип добровольных крестьянских помочей переосмысливается, исходя из идеологии социального обеспечения, «целесообразного распределения продуктов потребления». Они становятся обязательной повинностью, и если в XIX — начале XX века это была внесословная деятельность, то в 20-е годы традиционные кресть-
янские помочи приобретают классовую направленность и носят обязательный, организованный характер.

Дело организации крестьянских комитетов взаимопомощи приобретает всероссийский масштаб, чему способствовали директивы СНК, а также съезды, которые состоялись в 1922, 1924, 1925 годах.

Однако, несмотря на то, что «помочи» — традиционный вид поддержки, в новых условиях он встречает определенные трудности, которые «провоцировали» как сами комитеты, так и новая структура управления и хозяйствования на местах. К таким недостаткам относятся: отсутствие достаточных средств; «связь с частным капиталом и стремление заняться коммерцией»; слабая связь с массами.

Проблемами инвалидов в Советской России занимались общественные организации, которые пришли на смену ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны, попечительству государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых и попечительству императрицы Марии Александровны о слепых. Вместо них появились Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ).

Основной задачей данных обществ было социальное обеспечение инвалидов. Для них предусматривались определенные льготы: налоговые, коммунальные, медицинские. В сфере образования дети инвалидов приравнивались к детям рабочих и получали государственную стипендию в первую очередь. Немалую заботу представляло и трудоустройство инвалидов путем организации артелей и кооперативов. Можно отметить, что постепенно намечается рост не только кооперативов, но и число трудовых участников. Особые условия труда и организации быта инвалидов вызвали необходимость создания касс взаимопомощи. Их назначение заключалось выполнении социально-бытовых функций по обслуживанию инвалидов: организация санаторно-курортной помощи, организация сети детских учреждений, предоставление ссуды.

Активно развивается протезирование инвалидов. Налажено отечественное производство различных протезов. Если в 1919 году выпускалось 3000 протезов, то в 1926 году — уже 18 000.

В области пенсионного обеспечения к началу 30-х годов намечается стабилизация норм выплат, поскольку в этой сфере намечались определенные колебания.
По постановлению СНК нормы пенсий должны устанавливаться по поясам, но исходить из 40% средней заработной платы в данной местности. Появляются персональные пенсии, к 1928 году их насчитывалось 7000, средняя норма персональных пенсий 55 руб. в
месяц, они предназначались для деятелей партии, революции, науки. Так, профессор в случае инвалидности обеспечивался пенсией в сумме 140 руб. К 1926 году пенсионеров, поданным НКСО, насчитывались 99 730 человек. Таким образом, расходы на социальное
обеспечение к началу 30-х годов существенно возрастают. Если в 1924—1925 годах они составляли 4 млн. руб., то к 1928 году на социальное обеспечение выделено 36 721 тыс. руб., что составило на душу населения 45 коп.

Однако, в 30-е годы происходит переориентация в деятельности социального обеспечения, где наряду с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся выдвигается тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством». Основной задачей социального обеспечения в данные годы провозглашается работа по трудоустройству и обучению инвалидов.

Наряду с этим выдвигаются и другие задачи, среди них важнейшие: обеспечение семей призванных в Красную армию и флот; обеспечение пенсиями инвалидов войны, семей лиц, погибших на войне, нетрудоспособных; организация касс взаимопомощи в колхозах; оказание помощи слепым и глухим; содействие деятельности кооперативов инвалидов.

Трудоустройство инвалидов считалось важнейшей сферой деятельности собесов, однако здесь все более четко проявлялся классовый подход к организации данного вида социальной помощи. «При проведении всей этой работы необходим твердый классовый подход. Нельзя трудоустраивать и обучать инвалидов, принадлежащих к социально-чуждым элементам. К числу таких относятся инвалиды белых армий, кулаки, бывшие фабриканты, помещики, жандармы и т. д.».

16 марта 1931 года при НКСО РСФСР учрежден Совет по трудовому устройству инвалидов, где решением правительства за инвалидами должно было быть забронировано на промышленных предприятиях до 2% от общего числа рабочих мест. Такие же советы созданы на местах: в областях, районах, городах.

Существовали плановые показатели распределения инвалидов по предприятиям. Если в 1929 году они составляли 65 000 человек, то к 1932 году предполагалось распределить 332 000 человек. Так, в Москве в 1930 году трудоустроены на предприятиях города 7 156 человек, а в Московской области — 1880 человек.

В 1937 году выходит новое положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР. Согласно ему, основные задачи НКСО РСФСР охватывают такие сферы: государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организация материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санитарно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, «делом трудового производства инвалидов»; работой ВТЭК; руководства работой протезных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению, составление планов развития социального обеспечения в РСФСР; утверждение законов
по социальному обеспечению.

Под контролем HKСO в этот период находятся Всероссийский совет кооперации инвалидов, Всероссийский союз касс взаимного страхования и взаимопомощи кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухонемых.
Такая организационная структура сохраняется до начала Великой Отечественной войны.

Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связаны с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей- сирот и другими проблемами военного времени.

С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, Послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. В указе от 26 июня 1941 года регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 году происходит уточнение этого указа сообразно новым условиям. Можно отметить, что вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 года было принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на
фронтах Отечественной войны». За годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 млрд. руб., за счет фондов общественной помощи — 500 млрд. руб.

Социальная помощь и социальная реабилитация раненых— следующий комплекс проблем в данный период. Большой поток раненых требовал экстренных мер не только по их эвакуации, но и по реабилитации.
8 октября 1941 года создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 года Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Отечественной войны, впоследствии преобразованные в
трудовые интернаты. В них увечные воины не только подготавливались к трудовой деятельности, но и получали новые профессии, проходили переквалификацию.

Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. Задача теперь состоит не только в том, чтобы открыть новые учреждения, но и в том, чтобы эвакуировать в глубь страны воспитанников детских домов. К 14 декабря 1941 года эвакуированы 664 детских дома с 7887 воспитанниками. В постановлении СНК СССР «Об устройстве Детей, оставшихся без родителей» предусматривалось создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патроната.

После войны советский народ приступает к восстановлению народного хозяйства, в связи с чем преобразуется и административная система управления социальным обеспечением. Так, в 1949 году организуется Министерство социального обеспечения, деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия.

 

 

3. Система социального обеспечения и социального

страхования в СССР в 50-ые — начале 90-х годов XX веке

 

Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х годов Верховный Совет СССР 14 июля 1956 года принимает закон о государственных пенсиях. В нем не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсий, но и в са-
мостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся.

В январе 1961 года изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 годом значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на министерство возлагались следующие функции:
выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ортопедической помощи.
В 1964 году принимается закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое осуществлялось по трем основным направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников.

Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства. Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций государственного бюджета. На всех граждан СССР распространялось в данный период бесплатное медицинское обслуживание.

Можно отметить, что с 1955 по 1968 год наблюдалась тенденция роста расходов государственных ассигнований на социальное обеспечение и страхование. Если РСФСР в 1965 году расходы на нужды социального обеспечения составили 40%, то в 1967-м — 45%.

К 70-м годам основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов обслуживания; обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств.

В начале 80-х годов происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных функций к ним добавляются такие: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины; рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение себестоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод производственных мощностей. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения. Динамика расходов на социальное обеспечение в СССР, согласно официальной статистике, выражалась в следующих показателях: 1950 год — 3,7 млрд. руб., 1960-й — 9,9млрд. руб., 1970-й — 22,8 млрд. руб., 1975-й — 34,6 млрд. руб., 1980-й — 44,5 млрд. руб.

Однако негативные общественные тенденции к середине 80-х гг. приводят к необходимости реформирования общества. Социально-экономические реформы в конце 80-х гг. существенно изменяют ситуацию в стране.

 

 

4. Становление российской модели социальной защиты

населения в конце 90-х годов XX столетия.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — стратегия государственной
политики в переходный период в 90-е годы в РФ по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инвалидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система гарантированных государством экономических организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

 

Изменение социально-экономической жизни в стране потребовало перестроить систему помощи и поддержки. Прежняя система социального обеспечения не могла реагировать на возникающие проблемы, связанные с новыми рыночными отношениями. Вот
почему в 1991 году создается Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.

С 1991 по 2001 год в РФ произошла полностью модернизация системы поддержки человека в трудных жизненных условиях. Система социального обеспечения была заменена системой социальной защиты, которая позволяла достаточно оперативно реагировать на
проблемы, возникающие в процессе трансформации рыночных отношений.

В этот период в Российской Федерации получили развитие новые учреждения, характерные для периода реформ: центры психолого-педагогической помощи, социально-реабилитационные Центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и многие другие.

Динамично развивалась система специализированных учреждений: социально-медицинских, геронтологических, реабилитации инвалидов. Проблемы инвалидов и пожилых людей стали неотъемлемой частью государственной политики, важнейших стратегий Министерства труда и социального развития.

В конце 90-х годов система социальной защиты населения РФ включала 1156 стационарных учреждений социального обслуживания на 261,7 тыс. мест, в которых проживают 240,9 тыс. человек. Несмотря на широкую сеть действующих учреждений, потребность в них оставалась высокой. Так, очередность в стационарные учреждения всех типов в 1999 году составляла более 18 тыс. человек.

В системе социальной защиты населения функционировали 110 стационарных учреждений социального обслуживания. Основными тенденциями в развитии сети стационарных учреждений социального обслуживания являлась их медико-социальная специализация
и повышение комфортности проживания престарелых и инвалидов. Это обусловлено тем, что в конце 90-х годов только 22 % пожилых людей были практически здоровы, остальные же страдали различными хроническими заболеваниями, в том числе 34 % имели тяжелые нарушения функций внутренних органов.

Можно отметить, что на рубеже веков в РФ функционировали 10 геронтологических центров, 16 домов милосердия, более 500 домов малой вместимости. Совместно с органами здравоохранения создавались гериатрические центры, больницы и отделения.

Одним из самых распространенных видов помощи и поддержки являлось социальное обслуживание на дому.
В целом из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием были охвачено примерно 280 человек. Отделениями социального обслуживания на дому, которых к 1999 году насчитывалось более 11,3 тысячи, были оказаны услуги более 1 млн. человек. В целом по РФ на январь 2000 года были приняты на обслуживание свыше 15 тыс. человек, хотя во многих регионах произошло некоторое снижение численности обслуживаемых граждан.

Более динамично в конце 90-х годов развивалась сеть специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому. Их количество увеличилось более чем на 100, а численность обслуживаемых возросла на 10 тыс. человек.

Можно наблюдать как с 1994 по 2000 год численность учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе органов социальной защиты населения субъектов РФ выросла в 21 раз и составляла на начало 2000 год 2240 учреждений, действующих в 87 субъектах РФ.

Быстрыми темпами развивались социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (1995 год — 61, 2000 год — 276), центры социальной помощи семье и детям (1995 год— 92, 2000 год— 334), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (1995 год — 94, 2000 год — 182).

На начало 2000 года на территории России в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ функционировали 10 кризисных центров для женщин, 33 кризисных отделения для женщин, действующие как структурные подразделения учреждений со-
циального обслуживания семьи и детей.

Можно отметить, что в 2000 году сеть социального обслуживания семьи состояла из 2240 учреждений, было оказано 23 438 426 услуг всех видов (социально-психологической, социально-бытовой, социально-педагогической и т. д.). Однако можно отметить, что система учреждений социального обслуживания семьи и детей не обеспечивала необходимого уровня социальной поддержки. В социальной помощи нуждалась большая часть российских семей, а не только кризисные семьи.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ — система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С. п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.

 

К 2000 году в 89 субъектах Российской Федерации К 2000 году в 89 субъектах Российской Федерации насчитывалось более 2 млн. граждан, уволенных с военной службы в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих запаса и в отставке. К концу XX века в Российской Федерации насчитывались
491 788 инвалидов Великой Отечественной войны, около
службы в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих запаса и в отставке. К концу XX века в Российской Федерации насчитывались 491 788 инвалидов Великой Отечественной войны, около 45 тысяч инвалидов боевых действий на территориях других государств, а также Чеченской Республики,
14 тысяч ветеранов подразделений особого риска.

Можно отметить, что система мер социальной защиты ветеранов имела достаточно широкий спектр поддержки в эти годы. Она находила отражение: в дополнительном пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, в социальной поддержке
детей-сирот и вдов военнослужащих; в дальнейшем развитии системы специализированных учреждений социальной адаптации, а также учреждений комплексной реабилитации инвалидов.

Однако были достаточно острыми проблемы социального обеспечения инвалидов военной службы. По состоянию на 1 января 2000 года в Российской Федерации проживали 788 493 инвалида военной службы, включая 491 788 инвалидов Великой Отечественной войны вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период прохождения военной службы, 27 280 инвалидов боевых действий в Афганистане, 26 370 инвалидов из числа бывших военнослужащих — участников чернобыльских событий, около 12 тыс. бывших военнослужащих, получивших инвалидность вследствие ранений в ходе боевых действий в Республике Таджикистан, Че-
ченской Республике, Республике Дагестан.

Положение с обеспечением жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, продолжало ухудшаться. Среднее время ожидания квартиры после увольнения составляло 6 лет. По состоянию на 1 января 2000 года на учете в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации состояли 164 434 семьи бывших военнослужащих.

Здоровье населения относится к наиболее значимым социальным ценностям. Одним из показателей состояния здоровья населения является инвалидность.
В то же время инвалидность — это индикатор уровня цивилизованности страны, ее экономического развития, социально-политического состояния, степени заинтересованности государства и общества в здоровье и соблюдении гражданских прав каждого его члена.

Инвалидность как статистический показатель зависит не только от здоровья нации, но и от многих социальных факторов, методов сбора информации, нормативно-правовых основ для оформления инвалидности.
Например, на динамику инвалидности влияют конъюнктурно-мотивационные факторы — расширение льготно го обеспечения для инвалидов способствует увеличению обращаемости больных с целью установления группы инвалидности. Социально-экономические изменения, такие как рост безработицы, падение уровня жизни, миграционные процессы стимулируют рост потребности населения в дополнительной социальной защите, которую
дает статус инвалида.

К концу 90-х годов наблюдался устойчивый рост первичной инвалидности по трем классам заболеваний: болезням эндокринной системы и расстройствам питания; по туберкулезу и психическим расстройствам. Такие болезни относятся к разряду социальных
и отражают социально-экономическое (снижение качества жизни, ухудшение питания и пр.) и социально-психологическое неблагополучие в стране.

Отмечается рост психических заболеваний, по длительности сроков инвалидности они занимают первое место. Большинство психически больных, утративших трудоспособность, становятся инвалидами в молодом и среднем возрасте (25% в возрасте до 29 лет, 70%—до 40 лет).

Среди всех лиц, впервые признанных инвалидами, лица трудоспособного возраста составляют 51,3 % и на протяжении 90-х годов можно было отметить тенденцию, что инвалидами становились люди во все более молодом возрасте.

Можно отметить, что тенденция роста инвалидизации сохранилась до конца столетия, ежегодно признавались инвалидами свыше 1 млн. человек, половина из которых — лица трудоспособного возраста. Восстанавливали способность к труду лишь 2,2% инвалидов.

Можно отметить как позитивные, так и негативные тенденции этих лет.

Среди позитивных сдвигов можно отметить наличие достаточного количества государственных программ, позволяющих решать проблемы различных категорий нуждающихся, ранее не учитывавшихся: инвалидов локальных военных конфликтов, психиатрических больных, детей-инвалидов, девиантных семей и т. д. Рост
учреждений системы социальной защиты и объемов финансирования — позитивный момент в развитии российской государственности.

Можно отметить, что в 90-х годах была развита действенная сеть профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. Созданная инфраструктура социальной защиты получила квалифицированный контингент профессионалов, развертывающих
свою деятельность в различных направлениях от реабилитации до организационно-практической деятельности, от консультирования до оказания поддержки клиентам в ситуации кризиса и дезадаптации.

Вместе с тем можно наблюдать, как институты социальной защиты не в полной мере реагировали на проблемы общества. Подход к финансированию отрасли по остаточному принципу не позволял развивать перспективные стратегии социальной защиты, ее учреждения, не в полной мере удовлетворял потребности различных групп населения.

Можно отметить, что социальные технологии реабилитации не находили достаточно широкого применения на практике, в результате чего медикаментозные подходы имели более широкое распространение в практике, что не отвечало мировым стандартам социального обслуживания.

Можно отметить, что концепция социальной защиты в 90-е годы не имела четких параметров, позволяющих контролировать развитие как самой системы, так и услуг, оказываемых учреждениями. Отсутствие норм и критериев социального обслуживания стали формировать иждивенческие настроения. Однако, как показал опыт предшествовавших лет, на рубеже веков стал складываться подход к превентивным и реабилитационным формам работы.

 

Основные понятия темы:

ВОГ, ВОС, ВТЭК, крестьянские общества взаимопомощи, Министерство социального обеспечения, Министерство труда и социального развития, Наркомат социального обеспечения, пенсионная реформа, система социального обслуживания, социальная работа, социальное обеспечение, социальное страхование.