НАЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
Лекция 20
Механизация крыла служит главным образом для улучшения взлетно‑посадочных характеристик самолета. Основными из них являются посадочная и взлетная скорости и длины посадочной и взлетной дистанций.
Рост максимальных скоростей полета потребовал наряду с другими мероприятиями применения менее несущих тонких профилей и увеличения удельной нагрузки на крыло, что, в свою очередь, привело к увеличению посадочных и взлетных скоростей. Увеличение посадочной скорости усложняет посадку самолета, делает ее менее безопасной, требует более высокого качества посадочной полосы и ведет к увеличению дистанции пробега. Увеличение взлетной скорости ведет к увеличению дистанции разбега.
Как известно, посадочная скорость определяется по формуле
где k – коэффициент, учитывающий влияние земли.
Увеличение с помощью механизации коэффициента подъемной силы приводит к уменьшению посадочной скорости, а следовательно, и дистанции пробега. Применение механизации на углах атаки, соответствующих режимам разбега и взлета, приводящее
к повышению при незначительном росте
, позволяет сократить взлетную дистанцию.
Отдельные виды механизации крыла служат для других целей.
Концевые предкрылки предназначены для улучшения поперечной управляемости и устойчивости самолета, а у самолета со стреловидным крылом – и для улучшения продольной устойчивости при полете на больших углах атаки.
Тормозные щитки, устанавливаемые на крыльях, служат для увеличения лобового сопротивления и используются для уменьшения скорости при совершении маневра и сокращения дистанции пробега после посадки.
Гасители подъемной силы, располагаемые на верхней поверхности крыла в зоне, обслуживаемой закрылками, отклоняясь в момент посадки, обеспечивают резкое уменьшение подъемной силы, благодаря чему эффективнее можно использовать колесные тормоза, и значительное увеличение лобового сопротивления, что приводит к сокращению дистанции пробега самолета после посадки.
На некоторых самолетах средства механизации используются и для улучшения маневренных характеристик самолета.
К механизации крыла, служащей для увеличения коэффициента подъемной силы, предъявляются следующие требования:
1) наибольшее приращение в рабочем положении на посадочных углах атаки;
2) наименьшее увеличение в нерабочем положении;
3) наибольшее значение на взлетном режиме;
4) возможно меньшее перемещение центра давления крыла в рабочем положении.
Выполнение основного требования, предъявляемого к механизации, – наибольшее приращение на посадочных углах атаки – может быть осуществлено следующими способами:
а) увеличением эффективной кривизны профиля;
б) увеличением площади крыла;
в) управлением пограничным слоем (отсасывание или сдувание), что затягивает срыв потока на большие углы атаки;
г) управлением циркуляцией путем применения реактивных закрылков.
Есть виды механизации, использующие только один из перечисленных способов,
но есть и такие, которые используют несколько способов. В последнем случае повышается эффективность механизации, но происходит одновременно усложнение конструкции.
Различают механизацию хвостовой и носовой части крыла.
К механизации хвостовой части крыла относятся щитки и закрылки.
К механизации носовой части крыла относятся предкрылки, носовые щитки и отклоняемые носки.
Вопросы:
1. Назначение механизации и требования к ней.
2. Посадочная скорость.
3. Назначение концевых предкрылок.
4. Назначение тормозных щитков.