Лекция 5

 

Большую роль в создании глобального информационного пространства играют информационные агентства. Основную массу информации распространяют мировые агентства, прежде всего американские. Рассмотрим некоторые из них.

Ассошиэйтед Пресс — АП (Associated Press — AP). Крупнейшее информационное агентство США. Входит в число мировых агентств. Основано в 1848 г. Находится в Нью-Йорке.

Это кооперативное объединение газетных издателей и владельцев радио- и телевизионных станций. Его членами являются 1317 ежедневных газет (77 процентов общего числа ежедневных газет США) и 3927 радио- и телестанций. Имеет около 12 тыс. подписчиков в 110 странах мира.

АП покрывает свои расходы за счет отчислений, устанавливаемых по строгой системе тарифов, которая перелагает все финансовые тяготы информационного бизнеса на своих клиентов. АП считается наиболее мощным, осведомленным и надежным информационным агентством.

Ежедневно передает 17 млн. слов информации на английском и испанском языках. Располагает тремя крупными пресс-синдикатами: «Ассошиейтед Пресс иллюстрейтед ньюс фичерс», «Уайрфотос» и «Уайд уорлд», распространяющими фотоиллюстрации, статьи и другую печатную продукцию среди большого числа печатных органов в США и за границей.

Оснащено электронно-вычислительной техникой. Главный компьютер находится в Нью-Йорке. Располагает также ЭВМ в Лондоне для сбора и автоматической передачи информации через спутник и другие каналы связи в Нью-Йорк. В настоящее время имеет около 90 антенн-«блюдец» на наземных станциях в США, с помощью которых члены кооператива на местах получают информацию из штаб-квартиры. Для передачи информации европейским подписчикам используется промежуточная ЭВМ во Франкфурте-на-Майне.

Имеет специальную экономическую и коммерческую службу «АП-Доу-Джонс» (которая в 1982 г. была внедрена на информационные рынки Австралии, Англии, Италии, Тайваня и Гонконга и начала регулярно поставлять подписчикам информацию о положении на мировых рынках нефти), а также крупнейшую в мире фотослужбу с отделениями в Нью-Йорке и Лондоне.

Для освещения избирательных кампаний создана специальная информационная служба с применением ЭВМ.

АП представлено на рынках информации практически всех стран мира.

Доля материалов АП в прессе ряда стран достигает 75-90 процентов.

Штат АП в конце восьмидесятых годов составлял 2750 человек, в том числе 1500 — корреспондентов, редакторов и фотокорреспондентов. Агентство содержало 126 отделений и корпунктов на территории США, а также 78 отделений и корпунктов в 62 странах мира.

Руководящий орган — Совет директоров, избираемый на трехлетний срок.

Юнайтед Пресс Интернешнл ЮПИ (United Press International). Второе по величине информационное агентство США. Входит в число мировых агентств. Было создано 21 июня 1907 г. Э.У.Скриппсом под названием Юнайтед Пресс Ассошиэйшнс, инкорпорейтед. 24 мая 1958 г. слилось с агентством Интернешнл Ныос Сервис, принадлежавшим издательскому тресту Херста.

«Юнайтед Пресс» первым начало предоставлять информацию для крупных радиокорпораций; в 30-х годах под его «крышей» работал Ричард Хелмс, будущий директор Центрального разведывательного управления США; в 1936 г. продукцией ЮПИ широко пользовался тогда еще безвестный комментатор радиостанции Рональд Рейган, впоследствии ставший президентом США.

В 60-е годы ЮПИ стало отставать от основных мировых конкурентов, т.к. форма «семейного бизнеса» безнадежно устарела в Соединенных Штатах. Кроме того, свою роль сыграла и конкуренция с АП.

Штаб-квартира ЮПИ находится в Вашингтоне, ряд служб — в Нью-Йорке, Нашвилле, Далласе. До 1982 г. контрольный пакет акций принадлежал «Э.У.Скриппс компани» и тресту Херста, с июня 1982 г. «Медиа ныэс корпорейшн», созданной группой владельцев американских агентств и телестанций. В 1985 г. ЮПИ купили малоизвестные владельцы корпорации «Медиа ныос» Дуглас Руэ и Уильям Гейсслер. Это сообщение вызвало широкий резонанс среди журналистов — откуда эти сравнительно молодые люди (37 и 36 лет) свободно нашли и выложили «не соответствующую их возрасту» сумму в 20 миллионов долларов? В том же 1985 г., 6 марта, владельцы компании обязались передать кредиторам (среди которых были «Футхилл капитал корпорейшн оф Лос-Анджелес», «АТТ», «КСА», «Америкэн экспресс», «Экваториал коммюникейшнз компани») 90 процентов акций в уплату за долги. Но 26 марта того же года ЮПИ не смогло свести концы с концами и его авуары были заморожены.

С июня 1986 г. владельцем агентства является корпорация «Нью ЮПИ» во главе с мексиканским газетным магнатом Марио Васкесом Раньей.

Юнайтед Пресс Интернешнл обслуживает 1000 американских газет, 3600 радио- и 550 телестанций в США, 800 иностранных газет, 300 радиостанций более чем в 100 странах мира.

Число штатных сотрудников агентства — около 2 тыс. человек.

ЮПИ ежедневно передает 13 млн. слов информации на английском, испанском и португальском языках. Совместно с ведущим информационным агентством Испании ЭФЭ (Agencia EFE) создало всемирную радиослужбу на испанском языке.

Имеет самую мощную в мире фотослужбу, службы экономической информации и информации для сетей кабельного телевидения. Хорошо оснащено электронно-вычислительной техникой. Главный компьютерный центр находится в Далласе. Передача информации осуществляется через спутники связи.

Информационное агентство США — ЮСИА (United States Information Agency) формально создано американским конгрессом 1 августа 1953 г. Его истоки — в службах психологической войны. Для изучения эффективности американской внешнеполитической пропаганды в 1947 г. за рубеж была направлена делегация конгресса США, по итогам работы которой был принят закон N402, заложивший основы реорганизации пропагандистского аппарата. Ранее существовало Управление психологической войны, которое занималось внешнеполитической пропагандой.

При президентстве Гарри Трумэна (план реорганизации N8) вместо него было создано Управление по координации операций, ставшее основой для учрежденного вскоре Информационного агентства США. В частности, американский исследователь Т.Соренсен признавал, что ЮСИА было рождено на волне холодной войны.

Еще одна реорганизация состоялась при президенте Картере, когда ЮСИА было преобразовано в Управление по международным связям — УМС, при этом ему были переданы некоторые подразделения госдепартамента, а бюджет резко увеличен. Другой американский президент — Рональд Рейган — вернул этому внешнепропагандистскому ведомству его прежнее название.

Бюджет ЮСИА — около 1 млрд. долларов, численный состав персонала — около 10 тысяч человек.

ЮСИА работает в тесном контакте с Советом национальной безопасности (СНБ) — и американским внешнеполитическим ведомством — государственным департаментом.

Заграничная служба информации — ЮСИС — имеет за рубежом информационные посты, центры и отделения информации. Деятельность всех сотрудников ЮСИС определяется секретным «планом по стране» и контролируется послом,

ЮСИА издает около 10 журналов на 18 языках, распространяет тематическую информацию, готовит радио- и телепрограммы, распространяет информацию
по компьютерным сетям, поставляет ее агентствам новостей.

Агенство Рейтер (Reuter) — входит в число мировых агентств. Основное английское информационное агентство, специализирующееся главным образом на распространении иностранной информации.

Было основано в 1851 г. в Лондоне. Основателем агентства был немец Пауль Юлиус Рейтер. Это не настоящее его имя – Израиль Беер Йосафат, родился в Касселе, Германия, 21 июля 1816 год. Сменил имя в 1845 после принятия христианства и перед свадьбой.

В 1847 году он стал партнером небольшой издательской фирмы в Берлине, которая получила название Reuter & Stargardt. После издания нескольких памфлетов ему пришлось покинуть страну. Перебрался в Париж. Работал переводчиком в Гавас.

Разрешение получил на создание службы почтовых голубей. Открытие телеграфной линии Аахен

В 1941 г. агентство перешло в собственность нескольких информационных агентств и частных объединений, которые заявили, что агентство Рейтер ни в коем случае не перейдет в руки какой-либо одной группы.

Основными держателями акций являются: Ассоциация газетных издателей (19 ежедневных и воскресных газет, 40,5% акций), агентство Пресс Ассошиэйшн (собственность издателей около 120 мелких британских и ирландских газет, 40,5%), австралийское агентство Остралиан Пресс, новозеландское Нью Зеланд Пресс Ассошиэйшн, сотрудники агентства Рейтер.

Фактически агентство Рейтер является официальным информационным агентством Великобритании.

Рейтер снабжает иностранной информацией свыше 15 тыс. газет, информационные агентства, теле- и радиостанции, правительственные учреждения, посольства в Великобритании и в 158 других странах мира.

Передает ежедневно 5 млн. 500 тыс. слов информации на английском, французском, немецком, испанском и арабском языках. В агентстве создана электронно-информационная система «Монитор» для обработки и передачи потребителям финансово-экономической информации (насчитывает 15 тыс. подписчиков в 112 странах мира).

Штат агентства 3600 человек, из них 600 собственных корреспондентов и 1 тыс. внештатных репортеров. Рейтер имеет 11 региональных отделений и 92 корреспондентских пункта в 110 странах мира.

Наиболее сильные позиции Рейтер имеет в странах Африки и Ближнего Востока, где содержит разветвленную сеть корреспондентов.

Агентство Франс Пресс — АФП (Agence France-Presse — АFР) является одним из мировых информационных агентств. Это коммерческое предприятие, которое одновременно субсидируется и французским правительством. Субсидии осуществляются в форме абонементной платы.

Связь с правительством подтверждает и тот факт, что ранее директор Франс Пресс назначался советом министров Франции. С 1957 года это формально независимое агентство, однако в состав его административного совета входят представители правительственных кругов.

Агентство было создано в 1944 г. в результате слияния существовавших во время войны деголлевского агентства в Лондоне и находившегося на контролируемой французскими патриотами территории Северной Африки агентства Франс Африк. В качестве базы для создания Франс Пресс послужило существовавшее до войны агентство Гавас, деятельность которого была запрещена за сотрудничество с гитлеровскими оккупантами.

АФП предоставляет подписчикам (среди которых правительство и государственные учреждения Франции, 12 тыс. газет и журналов, сотни радио- и телевизионных станций, промышленные фирмы, туристские организации и пр.) политическую, экономическую, спортивную, религиозную, культурную, торговую, финансовую информацию. Имеет фотослужбу.

По своим каналам связи Франс Пресс передает ежедневно свыше 600 тыс. слов информации.

В центральном аппарате АФП 1040 сотрудников, из которых 500 журналистов. 790 корреспондентов и техников работают за рубежом в 100 странах мира. Кроме того, информацию поставляют 200 внештатных корреспондентов. Информация распространяется на шести языках: французском, английском, испанском, немецком, португальском, арабском.

Агентство полностью оснащено компьютерами и пользуется спутниковой связью. Обменивается информацией со всеми мировыми агентствами.

С 1 июня 1980 г. начала функционировать первая в мире международная круглосуточная телевизионная служба новостей Си-эн-эн (CNN), принадлежащая Роберту Эдварду Тэрнеру. Как отмечал вице-президент этой корпорации Стив Хауорт, свидетельство ее успеха, кроме всего прочего, и в том, что мониторы во многих кабинетах в Белом доме постоянно включены на канале этой станции. Программы новостей Си-эн-эн смотрят главы государств и правительств многих стран мира.

Тэрнер начинал не на пустом месте. С 1963 г. он — президент и главный администратор «Тэрнер адвертайзинг компани», превратившейся в результате расширения сферы деятельности в систему радио- и телевизионных компаний. Он был также председателем совета директоров и президентом «Тэрнер бродкастинг систем» (Ти-би-эс).

В самом начале работы Си-эн-эн этот телеканал могли принимать всего 1,7 млн. американских домов. Тогда корпорация располагала 30 млн. долларов ежегодного бюджета и несколькими сотнями молодых, никому не известных журналистов. Сейчас на Си-эн-эн работают 1700 человек, ее отделения расположены в 27 странах мира, а ежегодный бюджет составляет 130 млн. долларов.

Штаб-квартира Си-эн-эн находится в Атланте, превратившейся благодаря этому в один из крупных мировых информационных центров. Канал видеоновостей принимают подписчики в 55 млн. американских домов, а его международную службу «Си-эн-эн интернешнл» принимают с помощью спутниковой связи в 92 странах.

За первые пять лет своего существования компания понесла убытки в 77 млн. долларов. Всего в нее было вложено 250 млн., прежде чем она начала приносить прибыль. Сейчас имущество Си-эн-эн оценивается в 2 млрд. долларов и она по праву считается ведущей в информационной империи Тэрнера. Весь синдикат приносит ежегодный доход 224,2 млн. долларов, 60 процентов которого поступает от Си-эн-эн. Особым видом репортажа, внедренным в практику Си-эн-эн, стали прямые включения во время важнейших политических событий, трагедий и катастроф. Девизом компании стали оперативность и достоверность.

Ближайшая задача Си-эн-эн — закрепиться на мировом рынке новостей и расширить сферу своего влияния. Поэтому в 1995 г. она слилась с группой «Тайм -Уорнер» — самой мощной в мире по своему бюджету информационной империей.

 

Известно, что западная наука определяет информационное агентство как журналистскую организацию, занимающуюся сбором информации для СМИ и других заинтересованных организаций. В российской литературе чаще встречается суждение о том, что «информационное агентство – это организация, занимающаяся сбором, обработкой и распространением информации для газет, журналов, издательств, радио и телевидения, правительственных, научно-культурных и других учреждений» (11).

Не будем вдаваться здесь в научный спор, отметим лишь, что такая интерпретация типична для наших исследователей.

Итак, определено четыре типа информационных агентств, это – локальные (деятельность которых осуществляется в пределах небольшой территории – кантон во Франции); национальные (действуют в границах одного государства); региональные (их масштабы определяются небольшим регионом, состоящим из нескольких стран); мировые (способные всегда информировать из любой точки земного шара).

Согласно мнению Ива Анье (бывшего главного редактора газеты «Монд»), для всех информационных агентств характерна следующая классификация жанров: «молния» - информация длиной от двух до пяти слов (катастрофа, война и т.д.); «бюллетень» – короткое сообщение в 30-35 слов; «новости с пометкой срочно» – до 100 слов; «обозрение» - еженевный анализ событий – до 600 слов; «синтез» – те же сообщения в виде резюме (12).

Известный французский исследователь Николя Делекур уточняет, что журналисты Франции пользуются преимущественно материалами мировых информационных агентств, таких как агентство «Франс пресс», «Ассошиейтед пресс» и «Рейтер».

Созданное в 1848 г. издателями шести нью-йоркских газет «Ассошиейтед пресс» (AП), принявшее форму кооператива американских газет в 1892 г., объединяет сегодня 1 500 редакций различных СМИ США. Штат АП насчитывает 3 241 человека, которые трудятся в 143 бюро на территории США и в 93 бюро за границей, в том числе в Париже по адресу: 162, rue du Foubourg Saint-Honore, 75008 Paris. Tel. (1) 43598676; Fax (1) 40740045.

АП распространяет около 20 миллионов слов в день, это в десять раз больше, чем любое другое информационное агентство в мире. Цифровая система передачи фото позволяет качественно распространять около 1 000 фотографий в день. И конечно, действует служба он-лайн, круглосуточно.

Информацией данного агентства пользуются примерно один миллиард человек в день. Главный компьютер, естественно, находится в Нью-Йорке, а для обеспечения новостями подписчиков в Европе используются промежуточные компьютеры в Лондоне и Франкфурте-на-Майне.

Другое, мировое по характеру своей деятельности, агентство, действующее на территории Франции, - это «Рейтер». Оно было основано в 1851 г. Джулиусом Рейтером в Великобритании. Его штат составляет около 12 000 человек. Агентство насчитывает 230 заграничных бюро. «Рейтер» - открытое акционерное общество, и сегодня у него насчитывается 24 395 акционеров. Как известно, Всемирная служба «Рейтер» предназначена для средств массовой информации. Она производит около 600 материалов в день, что составляет более 2 миллионов слов. Весь спектр деятельности (электронные брокерские системы – Дилинг-2000-1-2, Дилтрекер, Торговая комната, Дилинг-монитор и т.д.) этого агентства заслуживает специального рассмотрения, поскольку сейчас средства массовой коммуникации во всем мире существенно расширили свои интересы и их внимание выходит за рамки общих новостей. Завоевав имя и имидж структуры, обеспечивающей точную и оперативную информацию, «Рейтер» использует их на рынке. Технологическая база агентства стала идеальной основой для внедрения финансово-операционных и финансово-информационных продуктов. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что нынешний глобальный рынок информации и технологий открыл новые возможности для ведения бизнеса в работе с новостями. Адрес коореспондентского бюро «Рейтер» (Reuter) в Париже: 8, rue de Sentier, 75002 Paris. Tel. (1) 42215000. Fax (1) 42361072.