Теплостойкость

Виброустойчивость

При высоких скоростях звеньев механизмов могут возникнуть вибрации, которые вызывают дополнительные переменные напряжения и, как правило, приводят к усталостному разрушению деталей. При вибрациях особенно опасно явление резонанса, которое наступает в случае, когда частота собственных колебаний детали совпадает с частотой изменения периодических сил, вызывающих вибрации, так как при этом резко возрастает амплитуда колебаний и может произойти разрушение детали.

Причинами появления вибрации являются: неуравновешенность движущихся деталей механизма, большие зазоры между сопряженными деталями, неточность изготовления зубьев колес, недостаточная жесткость деталей и корпусов механизмов, периодическое изменение сил и другие причины.

Для предотвращения вибраций необходимо устранить причины, способствующие их возникновению. Часто вибрации можно устранить путем изменения динамических свойств системы, изменения моментов инерции подвижных частей механизма и увеличения жесткости вибрирующих деталей, уравновешивания вращающихся деталей. Для защиты механизма от внешних механических воздействий – толчков, ударов и вибрации – применяются амортизаторы.

Тепловые расчеты при проектировании механизмов обычно производятся для решения двух задач:

1) определения температуры нагрева деталей и изыскания способов ограничения ее величины допустимыми пределами;

2) определения величины тепловых деформаций деталей для учета их влияния на точность и надежность механизма.

Пренебрежение к учету влияния тепловых факторов может привести к чрезмерному и неравномерному нагреву деталей механизма и нарушению нормального их взаимодействия.

Чтобы не допустить вредных последствий перегрева на работу машины, если необходимо, вносят соответствующие конструктивные изменения (например, искусственное охлаждение).

Достаточно, чтобы для каждой детали выполня­лись не все перечисленные требования, а лишь те, которые связаны с ее эксплуатацией. Например, пружина редуктора гидросистемы смазки машины должна удовлетворять требо­ваниям прочности, жесткости, стойкости к изменению темпе­ратуры и химическому воздействию среды, где она находится.

Для другой детали - металлической гайки, нагруженной си­лой, требования сводятся лишь к обеспечению прочности в за­данном интервале температур, а при контакте с влагой - защите от коррозии.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие этапы входят в процессе создания новой конструкции машины?

2. В чем заключается этап прогнозирования при создании новой конструкции машины?

3. Какие стадии разработки конструкторской документации установлены ГОСТ 2.103-68?

4. Что регламентирует стадия «техническое задание»?

5. Что регламентирует «тех­ническое предложение»?

6. Что регламентирует «эскизный проект»?

7. Что регламентирует «технический проект»?

8. Что регламентирует «разработка рабочей документации»?

9. Перечислите, каким воздействиям подвергаются объекты (машины, аппараты и пр.) при эксплуатации или транспортировке.

10. Что такое вибропрочность и виброустойчивость?

11. Каким образом при проектировании объекта учитывается требование стойкости к изменению температур?

12. Каким образом при проектировании объекта учитывается требование стойкости к пониженному давлению?

13. Какие меры против коррозии необходимо предусмотреть при выборе материалов при проектировании объекта?

14. Как обеспечить износостойкость трущихся поверхностей деталей?

15. Как обеспечить стойкость деталей (объектов) к химическому воздействию?

16. Назовите основной критерий работоспособности детали.

17. Что называется пределом выносливости (усталости) детали?

18. Что такое допускаемые напряжения?

19. Что называется запасом прочности детали?