Консерватизм и неоконсерватизм
В сравнении с либерализмом консерватизм возник позднее, в конце XVIII в., как реакция на Великую французскую революцию. Основателями этой идеологии являются англичанин Э. Бёрк, французские мыслители Ж. де Местр и Л. де Бональд. Они выражали интересы дворянства, которое боролось за сохранение своих привилегий с нарождающейся буржуазией. Позднее консерватизм стали поддерживать средние и мелкие предприниматели. Термин «консерватизм» впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в. (лат. conservare - сохранять). Консерватизм понимают, во-первых, как умонастроения людей, характеризующиеся приверженностью традициям, стабильности; во-вторых, как политическую философию, ориентированную на защиту традиционных устоев жизни, незыблемых моральных ценностей, отрицание революционных изменений.
Предпосылкой возникновения консерватизма стали попытки либералов радикально перестроить общество после Великой французской революции 1789 г. Этот процесс сопровождался насилием. В «Размышлениях о революции во Франции» Э. Бёрк сформулировал основные ценности консерватизма, которые он противопоставил либеральным идеям. Он выступил с критикой идеи естественных прав и свобод личности. Э. Бёрк считает принципиально недостижимым, даже греховным, установление социальных порядков по заранее намеченному плану. Он показал, что общество - целостная органическая система со сложившимися структурами и ценностями. Государство также является продуктом эволюционного развития общества, а не создается гражданами. Никакие реформы нельзя начинать с разрушения существующих политических институтов. Реформы следует проводить постепенно, не нарушая традиций, а передавая все ценное будущим поколениям. Главную функцию государства Э. Бёрк видел в охране порядка, закона, традиций общества, защите его моральных и религиозных устоев.
Идеологи консерватизма считают приоритетным общество не человека: «люди проходят, как тени, но вечно общее благо» (Бёрк). Свобода человека определяется его обязанностями перед обществом. Такие принципы, как индивидуализм, равенство, атеизм, разрушают целостность общества. Необходимо поддерживать ценность семьи, церкви, нравственности. Консерваторы убеждены, что человеческое сообщество иерархично, следовательно" естественны привилегии отдельных слоев населения, а уравновешенность устанавливать с помощью закона безрассудно.
Природа человека несовершенна и греховна, люди физически и умственно неравны, потому управлять обществом должны достойные. Политическую власть желательно рассредоточить, ограничить и сбалансировать. Консерваторы отдают предпочтение частной собственности, свободе, а не равенству. По их мнению образование, прежде чем раскрепостить человека, должно его дисциплинировать. Традиционные нормы - главная движущая сила прогресса.
Важным политическим ориентиром для консерваторов является отношение к конституции как к проявлению высших принципов, воплощающих неписанное божественное право, потому они не могут произвольно меняться человеком. Идеологи консерватизма выступали за обязательность правления закона, морального независимого суда, гражданского законопослушания. В основе политического порядка лежит постепенный реформизм, поиск компромисса между различными силами, человеческое благоразумие.
В 70-80-е г. XX в. идеи консерватизма трансформировались в неоконсерватизм. Его наиболее известными представителями стали Д. Белл, 3. Бжезинский, М. Новак, Н. Подгорец. Неоконсерватизм стал ответом на экономический кризис 70-х годов, на массовые молодежные протесты, на расширение кейнсианства. Неоконсерваторы уловили настроения широких слоев населения, требовавших перемен, и предложили свои программы борьбы с инфляцией, безработицей, выхода их кризиса. Консервативные партии ведущих стран выдвинули конкретные меры по подъему экономики. М. Тэтчер, Р. Рейган успешно реализовывали идеи неоконсерватизма на практике. Эти идеи сводились к тому, что рыночная экономика должна быть свободна от государственного вмешательства, правительственного контроля. Правительства М. Тэтчер и Р.Рейгана поддержали свободу частного предпринимательства, выступили против государственной собственности, за сокращение государственных расходов. Через налоговую систему проводилась поддержка малого и среднего бизнеса, ограничивалась роль профсоюзов, что способствовало экономическому подъему США и Англии.
Неоконсерватизм предложил обществу духовные ориентиры -семья, религия, социальная стабильность, моральная ответственность гражданина и государства, уважение права, крепкий государственный порядок. Ориентация на сохранение моральных качеств в людях, веры в собственные силы поддерживала их жизнестойкость, инициативу. Государство должно помогать индивиду (кредиты, налоговые льготы), но не превращаться в «дойную корову». Государство призвано защищать не только закон, но и мораль, культ семьи, культурные ценности.
Демократию неоконсерваторы связывают с развитием институтов гражданского общества, со свободным рынком и свободной конкуренцией. Условием успешного функционирования демократии является элита. Неоконсерватизм значительно сблизился с неолиберализмом и классическим либерализмом по ряду важных политических и социальных вопросов: идея общественного развития, демократизация политики, невмешательства государства в экономику, отказ от социальной опеки, идея самостоятельности личности, способной добиваться успеха, не полагаясь на протекцию кого бы то ни было.
Конечно, неоконсерватизм не решил всех общественных проблем, не стал «панацеей от всех бед». Тем не менее он дал целостную программу действий, показал главные причины кризиса общества и пути выхода их него. Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США, Христианско-демократические партии смогли дать ответы на вызовы в условиях перехода к постиндустриальному обществу.