Лекция № 15

Список литературы

Основное содержание лекции

 

1. Понятие и виды миграции

 

Одна из особенностей современного миграционного момента для России – появление ближнего зарубежья, одномоментно превратившего внутреннюю миграцию между бывшими союзными республиками во внешнюю, требующую совершенно иных подходов, иной миграционной политики.

Участие России в мировых миграционных потоках приобретает в конце 80-х – в 90-е годы массовый характер. Так, краткосрочная валовая миграция увеличилась с 1988 г. почти в три раза, при этом частная миграция (т.е. по приглашениям родственников, знакомых, юридических лиц и др.) – более чем в 15 раз.

Характерной особенностью последних лет в крупных городах России стало увеличение численности населения за счет роста миграции. Например, в Москве в 2004 г. 14,3 тыс. человек получили российское гражданство. Это в три раза больше, чем в 2003 г. Из 288 тыс. человек, зарегистрированных по месту жительства, 16%, приехали из-за пределов города, по причине заключения брака.

Современную миграционную теорию основал Равенштейн [1, С.38].

Несмотря на попытки, предпринимаемые в мире с 1901г., нет единства в понимании даже таких основополагающих понятий, как «эмигрант», «иммигрант», «беженец» и др., нет и единого подхода по их учету и статистике.

Эксперты ООН разработали классификацию различных категорий мигрантов. Они выделяют пять групп:

1. Иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения;

2. Мигранты, въезжающие на работу;

3. Мигранты, въезжающие по линии объединения семей, создания новых семей;

4. Мигранты, въезжающие на постоянное поселение;

5. Иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманитарных соображений (беженцы, лица, ищущие убежища и др.).

Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью оказывать влияние на решение государственных дел, участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы.

Гражданство — это устойчивая постоянная правовая связь лица с определенным государством. Порядок приобретения гражданства и его основания определяются российским законодательством. Го­сударство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами.

Конвенция о статусе беженцев - документ международного права, определяющий и защищающий права беженцев и других категорий вынужденных переселенцев. Принята ООН 28 июля 1951 г.

Согласно Конвенции, под термином "беженец" подразумевается лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться её защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.

 

2. Последствия миграции для индивида, общества, государства

 

Иммиграция меняет этническую культуру России, ее культурную и конфессиональную специфику. Только по официальным данным, за период между двумя последними официальными переписями населения (1989-2002 гг.) на фоне общего сокращения российского населения и сокращения численности и доли русских, украинцев, белорусов, мордвы, чувашей, марийцев – численность армян в населении России увеличилось в 2,1 раза, азербайджанцев в 1,9 раза. Это без учета нелегальных иммигрантов [Орлова И. Большинство под угрозой меньшинства // Российский журнал. – 2007. – ноябрь-декабрь (11). – С.87-91. – С.87].

Одним из следствий миграционных процессов является формирование идентичности диаспор. Если 40-50 лет тому назад иммигранты, как правило, приезжая в страну с иной культурой, были ориентированы на то, чтобы пройти стадию от адаптации до, в той или иной мере, ассимиляции, восприятия языка, культуры принимающей страны, то к концу 20 века это происходило все в меньшей степени. Представители диаспор, напротив, стали стремиться в новой среде сохранить все атрибуты родной культуры, образуя трансгосударственные, трансконтинентальные группы с ярко выраженной идентичностью диаспор [Орлова И. Большинство под угрозой меньшинства // Российский журнал. – 2007. – ноябрь-декабрь (11). – С.87-91].

Из числа всех миграционных потоков наибольшую угрозу составляет нелегальная миграция, в том числе и угрозу национальной безопасности страны из-за проникновения различных этнических криминальных группировок, экспорта ваххабизма и боевиков из республик Северного Кавказа, наркотрафика из Таджикистана и т.д. На изменение этнической структуры страны влияет также трудовая миграция, которая в России учитывается весьма условно. По данным специального исследования, единовременное число трудовых мигрантов из стран СНГ в Россию оценивается примерно в 3-4 млн человек. Из них не менее 1 млн – из Украины. Примерно 200-300 тыс. человек дает Молдавия. Объем трудовой миграции из закавказских стран в целом составляет 1,5 млн чел. Все более заметной в трудовом потоке становится среднеазиатская составляющая. Согласно последним исследованиям, объем трудовой миграции из Таджикистана в Россию оценивается в 510 тыс. человек. Поток из Узбекистана в Россию, по оценке министерства труда этой страны, составляет 420-490 тыс. человек. По Киргизии оценки варьируются в пределах 175-350 тыс. Таким образом, трудовой поток из Средней Азии в Россию уже превышает 1 млн человек и в скором времени может превзойти кавказский поток. Необходимо учитывать, что миграция на основе контрактов и лицензий составляет лишь около 25% от общей численности мигрантов [2Орлова И. Большинство под угрозой меньшинства // Российский журнал. – 2007. – ноябрь-декабрь (11). – С.87-91].

Меняются конфессиональные пропорции населения: если по переписи 1926 г. в России численность православных народов (точнее народов, традиционно исповедующих православие) относилось к численности мусульманских, как 16:1, то в 1999-м году как 10:1. даже при таком соотношении активизирующееся мусульманское население, подкрепленное значительной миграционной составляющей, выдвигает все более растущие требования: от социально-бытовых до политических. В их числе предложение учредить должность вице-президента страны, на которую бы избирался мусульманин, и требование убрать с герба России православные кресты, которые «оскорбляют чувство мусульман».

Следствием нелегальной миграции является проблема общественной безопасности. И.Орлова определяет общественную безопасность так – сохранение традиционных структур языка, культуры, общественного устройства, религии и национальной идентичности – это способность общества сохранить свою сущность [2].

В сегодняшней России идейное отношение и иммиграции в определенной степени напоминает то, которое было в европейских странах в 1970-1990-е гг: торжество «множественной лояльности», разноцветье мультикультурализма на фоне неустойчивой идентичности. Но европейцы, пережив увлечение этими идеями, вернулись к сознанию безальтернативности ассимиляции мигрантов, приобщения их к базовой культуре. Например, в Англии для получения гражданства нужно сдать экзамен по английскому языку, истории Англии и даже истории английской королевской династии. В России, напротив, упор делается на создание условий для этнического самовыражения меньшинств, дробление духовно-культурных, языковых, социально-исторических «скреп», собирающих и сохраняющих страну [2].

 

3. Социальная поддержка мигрантов и вынужденных переселенцев

 

Конвенцией о статусе беженцев предусматривается включение беженцев в систему социального попечения, в частности:

- там, где существует обязательная для всего населения система пайков, регулирующая общее распределение дефицитных продуктов, такая система применяется к беженцам на равных основаниях с гражданами;

- поскольку жилищный вопрос регулируется законами или распоряжениями или находится под контролем публичной власти, договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное право" вое положение в сфере распределения жилья и, во всяком случае, положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах;

- предоставление начального и других видов народного образования, признание иностранных аттестатов, дипломов и степеней, а также освобождение от платы за право учения.

В области трудового законодательства и социального обеспечения законно проживающим беженцам предоставляются то же положение, что и гражданам: гарантируется равное вознаграждение за труд, включая пособия на семью, если такие пособия являются частью вознаграждения за труд; ограничение продолжительности рабочего дня, сверхурочной работы, предоставление оплачиваемых отпусков; ограничение работы на дому; ограничение минимального возраста лиц, работающих по найму; обеспечение ученичества и профессиональной подготовки; регулирование труда женщин и подростков.

Федеральная миграционная служба России (ФМС) - специализированное правительственное учреждение РФ, призванное осуществлять государственную политику в области миграции населения и координировать работу в данном направлении Федеральных и региональных органов исполнительной власти, неправительственных отечественных и зарубежных организаций, заинтересованных общественных объединений.

Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. Приоритетными направлениями деятельности ФМС России и ее региональных служб является защита прав и интересов граждан РФ, независимо от места их проживания, а также государства в целом; управление миграционными процессами; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, содействие их социально-экономической адаптации и интеграции в российское общество; осуществление сотрудничества с мировым сообществом в области миграции.

Основными задачами ФМС России определены следующие: разработка и обеспечение реализации миграционных программ; распределение и контроль за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых на решение проблем миграции; организация приема, временного размещения, содействия в обустройстве на новом месте жительства беженцам и вынужденным переселенцам; разработка и осуществление мер в области внешней трудовой миграции граждан РФ, по привлечению и использованию труда иностранных граждан на ее территории; признание в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию России; организация контроля за миграционными процессами и мигра- ционной ситуацией в стране; осуществление международного сотрудничества по вопросам миграции, участие в разработке и принятии соглашений со сторонами - участниками СНГ и государствами Балтии, касающихся упорядочения миграционных процессов.

Осуществляя разработку федеральной миграционной программы, ФМС России контролирует ход ее выполнения, регулярно готовит предложения исходя из социально- экономической ситуации в стране и прогнозов миграции населения.

 

1. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир. // Социс, 1998, №6, с. 38-48.

2. Орлова И. Большинство под угрозой меньшинства // Российский журнал. – 2007. – ноябрь-декабрь (11). – С.87-91.