ИТ – это система методов и способ сбора, накопления, обработки, хранения, передачи и использования информации.
Ключевые факторы (компетенции) ИТ, влияющие на эффективность ТЛ:
- Электронный обмен данными. Стандарты;
- Средства связи и коммуникации. Интернет. Электронная почта;
- CALS – технологии: интегрированная логистическая поддержка.
Концепция EDI (Еlectronic Data Interchange) – электронного обмена данными:
- повышение производительности;
- интеграция хозяйственных связей с поставщиками и потребителями;
- снижение операционных затрат;
- повышение конкурентоспособности.
Для EDI – систем существенным является управление запросами на транспорт, включая ведение досье по различным видам транспорта:
1. Транспортный запрос.
2. Ввод данных. Передача данных (EDI).
3. Открытие накладной.
4. Контроль финансовых ресурсов.
5. Управление накладными
6. Управление рейсами.
7. Управление консолидированными досье. Переход к 10.
8. Управление рентабельностью.
9. Отчетность (выпуск более 100 типов транспортных документов и более 150 BL).
10. Выставление счетов корреспондентам
11. Управление покупками и контроль счетов поставщика.
Ведение досье по воздушному транспорту позволяет:
- вести досье на экспорт и импорт (включая вывоз и доставку наземным транспортом);
- осуществлять группировку, составлять документы (телекс, факс, файлы ЭОД или документация).
Ведение досье по автомобильному (грузовому) транспорту позволяет:
- вести досье на экспорт и импорт (включая вывоз и доставку продукции);
- управлять фрахтованием и группировкой, составлять документы.
Ведение досье по морскому транспорту позволяет:
- вести досье на экспорт и импорт (включая вывоз и доставку наземным транспортом);
- управлять группировкой и контейнеризацией, составлять документы.
EDI- система нуждается в информационных и коммуникационных стандартах. Коммуникционные стандарты определяют:
- набор символов;
- приоритетность;
- скорость передачи данных.
Информационные стандарты определяют:
- структуру;
- формат документов;
- последовательность передачи данных;
- формы транзакционных кодов (род операций – номер склада – номер ЕТГ и др.).
В таблице 2 представлены некоторые примеры документов, формируемых в досье.
Наименование досье | Экспорт | Импорт |
По воздушному транспорту | Уведомление об отправке счета | Документ о прибытии заказанного товара |
Талон об отгрузке | Талон о поставке | |
Документ отгрузки | Счета | |
Счета | Телекс-клиент-импорт | |
Манифест | Перечень на импорт | |
По автомобильному транспорту | Талон об отгрузке | Извещение о прибытии заказанного товара |
Ведомость с инструкциями | Талон на поставку | |
Документы, связанные с местонахождением груза | Свидетельство о получении заказанного товара | Накладная о вывозе со склада |
Документы по пересылке | Уведомление об отправке | Таможенная декларация |
Файл системы EDI по пересылке | Досье по пересылке | |
Сводная ведомость по группировке | Список на разгрузку | |
Перечень на экспорт | Операция «таможенный груз» |
Одной из удачных концепций в реализации интернет-технологий является создание информационно-логистических центров (ИЛЦ), которые являются базовыми элементами в обслуживании международных транспортных коридоров. Весь возможный набор услуг ИЛЦ можно разделить на группы:
- доступ к нормативно-справочной информации;
- управление заказами;
- управление ресурсами;
- управление транспортно-логистическим процессами.
Штриховое кодирование охватывает большое число стран и находит все новые области применения. Каждой единице товара (груза) присваивается эксклюзивный номер (код), который считывается сканером.
Машиночитаемый штриховой код (bar-code) – это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов и пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (грузе) с использованием компьютерной технологии.
В таблице 3 показаны основные области эффективности применения штрих-кодов.
Таблица 3 Эффективность применения штрих-кодов
Грузоотправители | Облегчение процесса подготовки и обработки заказов, сокращение затрат, совершенствование учета |
Перевозчики | Улучшение учета транспортировки, контроль над транспортом в пути, упрощение обработки контейнеров, сокращение времени на передачу информации |
Складское хозяйство | Облегчение процесса обработки заказов, повышение точности контроля над состоянием запасов, сокращение затрат |
Оптовая и розничная торговля | Точность учета запасов, сокращение времени хранения запасов, повышение гибкости системы |
Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) – информационное сопровождение бизнес-процессов на постпроизводственных стадиях ЖЦ изделий, включая транспортировку.
Контрольные вопросы:
1. Каковы цели и задачи информационной логистики?
2.Сформулирнуйте определения «информация», «информационная система»?
3. Что представляет из себя информационный поток?
4. Какие требования предъявляются к информационным системам в логистике?
5. Перечислите и охарактеризуйте принципы, которые необходимо соблюдать при построении логистических информационных систем?