СРЕДА ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.
ТЕМА № 6.
6.1. Рассмотрев общую характеристику внешней среды организации можно выделить:
- Взаимозависимость, взаимосвязанность внешних признаков (высокие таможенные пошлины обеспечили монополизацию ВАЗа).
- Сложность внешней среды (это количество факторов внешней среды, на которые должна реагировать организация в своей деятельности).
- Неопределенность внешней среды (зависит от количества достоверной информации у лиц, принимающих решения). Например - меняющееся законодательство повышает неопределенность организации.
6.2. Характеристика среды прямого воздействия (внешние факторы).
Факторы прямого воздействия, влияющие на деятельность организации:
1. ГОСУДАРСТВО (в виде законов и органов управления и контроля)
- заставляет “играть” по КЗОТу;
- ставки налогов;
- права потребителей;
- лицензирование;
- санэпидконтроль;
- органы местного самоуправления.
2. ПОСТАВЩИКИ - любые объекты, поставляющие организации те или иные ресурсы. Перед менеджерами практически всегда стоит выбор не только конкретных поставщиков, но и их количества по конкретному ресурсу. Оптовые закупки дают скидки на товары, поэтому неплохо иметь небольшое количество поставщиков, зарабатывая, таким образом, скидки, но с другой стороны можно столкнуться с тем, что у них не окажется необходимого количества товара нужного ассортимента.
3. ПОТРЕБИТЕЛИ.
Основная цель бизнеса - создание потребителя. Желания и возможности потребителя влияют на всю жизнедеятельность организации. У рынка только два ограничения:
- желание потребителя купить;
- возможности у организации предложить.
4. КОНКУРЕНТЫ.
Именно в борьбе с конкурентами за потребителя организации приходится предлагать все новые и новые разработки и изменять свой стиль работы. Конкурентная борьба заставляет предприятие всегда быть собранным, готовым к новшествам, требует постоянно находить и предлагать уникальные разработки.
6.3.Характеристика среды косвенного воздействия (внутренние факторы):
1. Технологии.
2. Экономика.
3. Политика.
4. Настроения.
5. Склонности.
6. Люди.
7. Экология и др.
Это факторы внутренней среды организации. Если факторы внешней среды организации «бьют» непосредственно по цели, что заставляет менять цель организации, то факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на сотрудников организации, что в итоге также может повлиять на её цель.
Множество факторов внешней среды требуют от организации особого внимания к ним. Необходимо проводить анализ среды организации, чтобы отследить важные факторы для организации на момент анализа.
Таблица факторов внешней среды, влияющих на деятельность организации.
Факторы внешней среды | Взаимозави-симость | Сложность | Неопреде- ленность | Важность факторов |
Поставщики: | ||||
1.Материалов | ||||
2.Капитала | ||||
3.Трудовых ресурсов | ||||
Государство: | ||||
4.Законы | ||||
5.Органы государства | ||||
6.Местная власть | ||||
7.Потребители | ||||
8.Конкуренты | ||||
9.Технологии | ||||
10.Сост. экономики | ||||
11.Соц. культ. факторы | ||||
12.Политика |
Практические задания к теме № 6.
1.Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду действующей организации.
2. Выполнить анализ точек риска:
- Заполнить таблицу факторов среды, влияющих на деятельность данной организации. Оценить факторы внешней среды в зависимости от силы воздействия на них характерных особенностей, таких как взаимозависимость, сложность, неопределённость по следующим критериям: