Создание нормативных правовых основ системы информационной безопасности Советского государства

Правовой вакуум в области обеспечения информационной безо­пасности. Появление новых направлений, методов и средств защиты информации. Усиление ответственности за разглашение государев венной тайны. Советское право возникло одновременно с Советским государством. Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабо­чим, солдатам и крестьянам!», провозгласившее образование Совет­ского государства, было и его первым правовым актом. Как и государство, советское право создавалось в ходе слома старого законодательства. В начальный период истории Советской России можно отметить три основные группы источников права.

Важнейшей из них является новое законодательство, новые нормативные акты. Их массив, узкий в первое время, непрерывно расширялся. Однако Советское государство не могло одномоментно создать законченную правовую систему, для этого требовалось время. По­тому государство подобно тому, как оно частично использовало ста­рый государственный механизм, пользовалось в известных пределах и старым законодательством. Декрет о суде № 1 допускал ссылки «на законы свергнутых правительств». Хотя в Декрете речь шла о приме­нении старого права в судах, его толковали расширительно, имея в виду и другие государственные институты. Возможность использова­ния старого права вытекала из того, что некоторые его нормы носили вневременной характер. Например, и феодальное, и буржуазное пра­во запрещают убийство, телесные повреждения и иные деяния, на­правленные против личности.

Однако очевидно, что использование старого права не могло быть продолжительным. Уже в июле 1918 г. Декрет о суде № 3 изъял ого­ворку о возможности использования старого законодательства. По­скольку объем нового законодательства был еще сравнительно неве­лик, а старое могло применяться лишь в ограниченных рамках, суще­ствовала сфера отношений, не урегулированных никакими норматив­ными актами. Поэтому в качестве специфического источника Права выступает непосредственно революционное правосознание трудя­щихся масс. Практически это означало, что если правоприменяющие органы и лица не могли опереться на правовую норму, они поступали так, как считали полезным для революции.

Советское законодательство рассматриваемого периода имело ряд особенностей. Необходимость как можно скорее ликвидировать пра-в°вой вакуум, потребность оперативного решения многочисленных Опросов, в том числе и тех, которые были связаны с информацион­ной безопасностью государства, вынудили сделать круг законодательных органов достаточно широким. Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. Приведенные факты опровергают утверждение о том, что Советское государство возникло и развивалось в условиях беззакония, а большевики были идейными противниками всякой законности. С первых дней своего существования Советское государство стремилось законодательно регламентировать общественные 0 ношения и добивалось исполнения законов всеми должностными лицами и гражданами. Конечно, наличие неурегулированных отношений сужало сферу действия режима законности, но эта неурегулированность неуклонно сокращалась, обусловливая укрепление законности в Советском государстве1.

Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законно, сти в стране, успешной реализации социалистических идей необходц. мо было в первую очередь принять основной закон государства - Кон-ституцию. Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссий-ским съездом Советов 10 июля 1918 г. Она закрепила политическую основу страны - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депута. тов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст.ст. 1,9). В ней нашли отражение важнейшие мероприятия Советского государ. ства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля во Всероссийском совете народного хозяйства (ВСНХ) как первых шагов к национализации фабрик, заво­дов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заклю­ченных до революции (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11) и т.д.

Важнейшие положения, связанные с созданием новой системы информационной безопасности Советского государства, были закре­плены в новом уголовно-правовом законодательстве. Революция привела к коренным преобразованиям основных понятий и институ­тов старого уголовного права. Прежде всего это относилось к общему понятию преступления. Если раньше преступным считалось просто всякое нарушение уголовного закона, то теперь в общем понятии преступления подчеркивалось то, что вскоре стали называть матери­альным пониманием преступления: общественная опасность деяния, которая подразумевала угрозу безопасности нового общества и госу­дарства. Преступным считалось все то, что вредит интересам рабочих и крестьян, делу революции. Разумеется, были объявлены престуй' ными все контрреволюционные и особо опасные общеуголовнЫе деяния, о которых упоминалось выше.

Законы, устанавливающие уголовную ответственность, прейМУ' щественно принимались в связи с конкретными политическими № бытиями и не были рассчитаны на долгосрочное действие.

1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О. И. тякова. С. 66-70.

р взгляд и на наказание. Одним из первых актов, наиболее

одно перечисливших виды наказаний, была Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, оялежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке веде­ния ег0 заседаний». Она устанавливала такие виды наказания, как де­нежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных ме­стностей или пределов Российской Республики, вынесение обществен­ного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, полная или частичная конфискация имущества, принуждение к обязательным общественным работам. Не­сколько позже этот перечень был дополнен такими наказаниями, как объявление вне закона, лишение права занимать ответственные должно­сти, объявление общественного бойкота. По существу, высшей мерой наказания было объявление вне закона, но оно применялось очень редко. На практике высшей мерой стало лишение свободы (чаще всего от семи дней до одного года - и лишь по наиболее опасным видам преступлений устанавливался предел «не ниже» определенного срока). Только весной 1918 г. был установлен высокий срок лишения свободы - не ниже 10 лет, притом с конфискацией имущества - за перевод зерна на изго­товление самогона. Это преступление в условиях надвигающегося голо­да рассматривалась как особо опасное и абсолютно безнравственное.

Летом 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Сделано это было в завуалированной форме, причем не законом, а подзаконным актом. 16 июня 1918 г. Наркомюст принял постановление «О трибу­налах». Этим судебным органам было предоставлено право приме­нять любые меры наказания. В постановлении перечень мер наказа­ния не приводился, поэтому не ясно, шла ли речь об уже применяв­шихся или вообще о всяких, которые можно придумать. На практике постановление было интерпретировано таким образом, что можно было применять и смертную казнь. Вскоре появился и первый смерт­ный приговор. 21 июня Революционный трибунал при ВЦИК приговорил к расстрелу адмирала А. М. Щастного, обвиненного в контрре­волюционных действиях. Приговор был обжалован в Президиум ЦИК, который оставил его в силе.

Следует подчеркнуть, что инициаторами введения смертной казни СФС явились отнюдь не большевики. Такой авторитет, как Деникин, свидетельствует, что первыми начали массовые рас-

'

стрелы, притом без суда и следствия, белогвардейцы. ИталыГ историк Боффа также подтверждает этот факт1.

Советское уголовное право отказалось от таких тяжких наказаний, как каторга, ссылка в отдаленные места. Известная мягк системы наказаний была определена в большой мере представлен^ ми, что падение капитализма лишит преступность ее материальной основы - частной собственности.

При определении наказания учитывались все существенные обстоятельства (главное - личность обвиняемого), от чего зависел ужесточение или смягчение наказания. Для уголовного права этого периода характерна и неопределенность санкций. Часто вместо установления конкретных мер декрет ограничивался указанием на необ­ходимость карать виновных «по всей строгости революционных за­конов», «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями рево­люционной совести», устанавливал несколько видов наказания или предусматривал лишение свободы, но предоставлял суду право ре­шать самому вопрос о сроке и порядке его отбытия.

Сфера гражданско-правового регулирования в области защиты информации с упразднением частной собственности заметно сокра­тилась. Государство теперь защищало собственность граждан, осно­ванную на личном труде, и всячески притесняло собственников, экс­плуатировавших наемный труд. Сокращались договорные отноше­ния. Отношения между национализированными предприятиями стали строиться в основном на базе административного, а не гражданского права, что практически полностью устраняло конкуренцию, а следо­вательно, и область использования коммерческой тайны.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. К защищаемой информации в рассматриваемый период времени относились практиче­ски только сведения из области государственной и военной тайн. Ника­ких специальных законодательных актов, направленных на защиту этой информации, в первый послереволюционный период не существовало. Тем не менее отдельные положения нового зарождавшегося законода­тельства предусматривали определенные санкции, направленные про­тив контрреволюционеров, пытавшихся причинить вред новой власти. Эти меры на первоначальном этапе носили скорее превентивный, вос­питательный характер и не были связаны с применением репрессий. Однако с началом гражданской войны в ответ на действия противников Советской России они были вынужденно ужесточены.

1 См.: Боффа Дж. История Советского Союза. - М., 1994. Т. 1. С. 95.