Федеральный уровень

В РФ государственное управление трудом включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти, регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также совокупность методов управления и механизмов их использования. Законодательная власть (государственная Дума) принимает законы, в т.ч. в области социально-трудовых отношений. Органы исполнительной власти – это правительство РФ и отраслевое министерство.

В годы реформ вопросами труда занималось Министерство труда и социального развития. После административной реформы 2002 г. было создано Министерство здравоохранения и социального развития, в рамках которого функционировало Федеральное агентство по труду и занятости (руководитель – А. Починок). Агентство осуществляло свою деятельность во взаимодействии с центральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономий и с общественными организациями.

На сегодняшний день вопросы труда находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты РФ (руководитель – Максим Анатольевич Топилин). На уровне Министерства рассматриваются глобальные проблемы регулирования трудовых отношений, решаются следующие задачи[15]:

1. Выработка политики в социально-трудовой сфере;

2. Координация работы в социально-трудовой сфере;

3. Разработка основных направлений социальной политики правительства;

4. Подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

5. Формирование прав и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;

6. Регулирование рынка труда и занятости населения;

7. Участие в заключение генерального тарифного соглашения.

Функциональные направления деятельности министерства в сфере труда:

1. Трудовые отношения:

- Трудовые отношения и социальное партнерство;

− Оплата и мотивация труда;

− Охрана и условия труда;

− Организация труда (нормирование, тарификация);

− Подготовка и переподготовка кадров;

− Защита прав трудящихся;

− Профессиональные стандарты

2. Занятость населения:

- Политика на рынке труда и народонаселения;

- Занятость населения в бюджетной сфере;

- Трудовая миграция

3. Социальная защита:

− Уровень жизни и социальная поддержка населения;

− Социальное страхование;

− Демографическая политика;

− Развитие гражданского общества;

− Защита прав потребителей

4. Пенсионное обеспечение:

- Разработка и совершенствование пенсионной системы;

- Назначение и выплата пенсий;

- Формирование пенсионных накоплений;

- Справки и комментарии по пенсионному обеспечению;

- Индексация и увеличение пенсий;

- Негосударственное пенсионное обеспечение;

- Пенсионное страхование

И в целом:

− Правительственное регулирование социально-трудовых вопросов;

− Международное сотрудничество.

В настоящее время в рамках министерства выделена отдельная координируемая служба, занимающейся вопросами труда и социального развития – Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Для государственного управления финансами пенсионного обеспечения и социального страхования созданы Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Фонд социального страхования РФ (ФСС).

Совещательные и координационные органы Министерства:

-Коллегия Министерства труда и социальной защиты РФ;

- Координационный совет по контролю за реализацией государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2012 годы;

- Координационный совет Минтруда России по гендерным проблемам

Вопросами трудовой миграции занимается и Федеральная миграционная служба, действующая в составе Министерства внутренних дел. Вопросами законодательного обеспечения социально-трудовых отношений занимается орган законодательной власти – Государственная Дума. На федеральном уровне действуют и субъекты социального партнерства – профсоюзы и объединения работодателей. Исследовательскую работу проводят ВЦУЖ (Всероссийский центр уровня жизни), ВЦП (Всероссийский центр производительности), Институт труда и социального страхования и другие учреждения.

 

Рис. 2. Структура органов по труду