Федеральный уровень
В РФ государственное управление трудом включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти, регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также совокупность методов управления и механизмов их использования. Законодательная власть (государственная Дума) принимает законы, в т.ч. в области социально-трудовых отношений. Органы исполнительной власти – это правительство РФ и отраслевое министерство.
В годы реформ вопросами труда занималось Министерство труда и социального развития. После административной реформы 2002 г. было создано Министерство здравоохранения и социального развития, в рамках которого функционировало Федеральное агентство по труду и занятости (руководитель – А. Починок). Агентство осуществляло свою деятельность во взаимодействии с центральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономий и с общественными организациями.
На сегодняшний день вопросы труда находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты РФ (руководитель – Максим Анатольевич Топилин). На уровне Министерства рассматриваются глобальные проблемы регулирования трудовых отношений, решаются следующие задачи[15]:
1. Выработка политики в социально-трудовой сфере;
2. Координация работы в социально-трудовой сфере;
3. Разработка основных направлений социальной политики правительства;
4. Подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
5. Формирование прав и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
6. Регулирование рынка труда и занятости населения;
7. Участие в заключение генерального тарифного соглашения.
Функциональные направления деятельности министерства в сфере труда:
1. Трудовые отношения:
- Трудовые отношения и социальное партнерство;
− Оплата и мотивация труда;
− Охрана и условия труда;
− Организация труда (нормирование, тарификация);
− Подготовка и переподготовка кадров;
− Защита прав трудящихся;
− Профессиональные стандарты
2. Занятость населения:
- Политика на рынке труда и народонаселения;
- Занятость населения в бюджетной сфере;
- Трудовая миграция
3. Социальная защита:
− Уровень жизни и социальная поддержка населения;
− Социальное страхование;
− Демографическая политика;
− Развитие гражданского общества;
− Защита прав потребителей
4. Пенсионное обеспечение:
- Разработка и совершенствование пенсионной системы;
- Назначение и выплата пенсий;
- Формирование пенсионных накоплений;
- Справки и комментарии по пенсионному обеспечению;
- Индексация и увеличение пенсий;
- Негосударственное пенсионное обеспечение;
- Пенсионное страхование
И в целом:
− Правительственное регулирование социально-трудовых вопросов;
− Международное сотрудничество.
В настоящее время в рамках министерства выделена отдельная координируемая служба, занимающейся вопросами труда и социального развития – Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Для государственного управления финансами пенсионного обеспечения и социального страхования созданы Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Фонд социального страхования РФ (ФСС).
Совещательные и координационные органы Министерства:
-Коллегия Министерства труда и социальной защиты РФ;
- Координационный совет по контролю за реализацией государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2012 годы;
- Координационный совет Минтруда России по гендерным проблемам
Вопросами трудовой миграции занимается и Федеральная миграционная служба, действующая в составе Министерства внутренних дел. Вопросами законодательного обеспечения социально-трудовых отношений занимается орган законодательной власти – Государственная Дума. На федеральном уровне действуют и субъекты социального партнерства – профсоюзы и объединения работодателей. Исследовательскую работу проводят ВЦУЖ (Всероссийский центр уровня жизни), ВЦП (Всероссийский центр производительности), Институт труда и социального страхования и другие учреждения.
Рис. 2. Структура органов по труду