Лекция 1
Дополнительная литература
Учебная литература
Заключение
Исходным в криминологии служит положение о том, что преступность — это все-таки одно из социальных отклонений в обществе. Она — не норма, но в то же время — закономерное явление в определенных общественных условиях. А потому необходима борьба с преступностью, связанная с изменением этих условий и ни в коем случае не ограниченная только применением уголовных наказаний к конкретным преступникам.
Криминология, таким образом, к концу XIX в. окончательно определилась вне рамок уголовного права. Хотя последнее со второй половины XIX в. и стало традиционно включать учение о преступлении, преступнике и наказании преступника, по мере становления криминологии как науки эти разделы стали исключаться.
До сих пор имеет место выделение уголовной антропологии, уголовной социологии и тому подобное, но практически это дань тому времени, когда только еще формировалась криминология. В настоящее время это целостная наука.
Изложенное важно иметь в виду в связи с тем, что в СССР был период более чем тридцатилетнего запрета на криминологические исследования. Он длился с начала 30-х гг., когда произошла реорганизация Государственного института по изучению преступности и преступника, в ЦСУ был ликвидирован отдел моральной статистики, до 1963 г. — создания Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. В этот период проводились отдельные научные разработки проблем преступности, но в рамках уголовного права, криминалистики и других дисциплин. Практически речь шла о борьбе с отдельными преступлениями, но не о преступности как сложном и целостном социальном явлении.
В заключение вопроса целесообразно отметить, что изучение истории науки дает возможность понять логику ее развития, объективно оценить достижения и ошибки прошлого. Без знания истории невозможно осмыслить современное состояние науки, выявить происхождение многих «революционных идей». История предостерегает как от повторения ошибок прошлого, так и от повторных открытий.
Криминология возникла как закономерный результат эволюции теоретических представлений о преступности и практических подходов к ее предупреждению. Не случайным является и тот факт, что криминология как самостоятельная наука сложилась именно в XIX в., когда естественно-научные методы стали распространяться и на изучение общественных явлений.
Криминология доказала свою научную необходимость и состоятельность. Эффективная организация борьбы с преступностью уже не мыслится без использования криминологических знаний и участия специально подготовленных криминологов.
Криминология, являясь общетеоретической наукой о преступности, имеет непосредственное практическое значение.
Изучая уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, оперативно-розыскное право, криминалистику и другие науки, будущие юристы готовятся к тому, чтобы грамотно, в соответствии с законом реагировать на совершаемые преступления, раскрывать их, пресекать, разоблачать преступников, обеспечивать применение к виновным предусмотренных законом мер наказания.
Это все крайне важно и необходимо уметь делать. Без этого нет борьбы с преступностью. Но и борьба с преступностью не сводится только к этому, она включает так же оценку положения дел, разработку программ борьбы с преступностью, предупреждение преступлений путем устранения их причин и условий и многое другое.
С учетом рекомендаций криминологов по совершенствованию борьбы с преступностью другими специалистами на основе научных познаний разрабатываются комплексы конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений.
[1] Например, австрийский криминалист Ганс Гросс в 1904 г. включал в содержание криминологии уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, субъективную криминальную психологию и иные науки (см.: Gross H. Handbuch fur Untersuchungsrichter als System-i Kriminalistik. Munchen; Berlin; Leipzig, 1922. S. 11).
1. Концепции современного естествознания / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников и др. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, 2001, 2007.
2. Найдыш В.М. Концепции совр. естествознания. М.: Гардарики, 1999, 2003, 2007.
3. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 2004.
4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М.: 2003, 2008.
5. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»», 2005.
6. Лозовский В.М., Лозовский С.В. Конц. совр. естествознания. – СПб.: Лань, 2006.
7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: «Академия», 2006.
8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Академический Проект, 2004.
9. Голубева Р.М. и др. Концепции современного естествознания. – М.: Экомир, 2006.
10. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
11. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2004.
12. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
13. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: Эксмо, 2007.
14. Романов В.И. Концепции современного естествознания. – М.: Вузов. учебник, 2008.
15. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2003.
1. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Философия науки / Мел Томпсон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
3. Власова С.В. Естественно-научная культура, или Наука для каждого. – М.: МПСИ, 2004.
4. Эбелинг В., Р. Файстель. Хаос и космос: синергетика эволюции. – Москва-Ижевск, 2005.
5. Философия современного естествознания. / Под общ. ред. проф. С.А, Лебедева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
6. Голубинцев В.О. и др. Философия науки. – Р. на Д.: «Феникс», 2007.