Основные этапы реформ Ивана IV

I..
.

В 1547 г. Иван IV венчан на царство.

Шапка Мономаха – царская корона символизировала передачу власти из Византии. Введение царского титула означало конец зависимости от восточных монархов (царями именовали ханов Золотой Орды).

При царе сложился многочисленный государев двор:

· "княжата" – недавние удельные князья, их потомки, московское боярство;

· "выбор" – дворяне из других городов, несшие службу при царе;

· "избранная тысяча" – личная царская гвардия.

II. В 1549 г. в составе Боярской думы учреждена "Избранная рада" – сословно-представительный орган (доверенные лица царя: А.М. Курбский, А.Ф. Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр).

 

III. В 1549 г. создан Земский Собор, на который приглашены бояре, дворяне, духовенство, выборные от посадов, торговых людей и черносошных крестьян. Дворяне освобождаются от подсудности боярам-наместникам. Создается Собор примирения – для обсуждения важнейших дел.

 

IV. В 1555-1556 гг. отмена кормлений и передача власти в руки выборных из местных дворян. Губная и земская реформы.

 

V. В 1550 г. создание нового Судебника, который подтвердил Юрьев день. Дворянство получило право суда.

VI. В середине XVI века создается стрелецкое войско.

 

 

VII. В 1551 г. создан Стоглавый собор – это была попытка ограничить церковное землевладение. Теперь церковь могла принимать в дар земли только с разрешения верховной власти.

 

В результате реформ сложилась сословно-представительная монархия. Сословно-представительные учреждения кроме Центрального Земского Собора создавались и на местах – земские и губные избы. Губная реформа изъяла из ведения наместников дела о "разбоях", совершаемых "лихими людьми". Ими стали ведать губные старосты, избираемые из числа боярских детей.

Губные старосты опирались на целовальников (тех, кто принес присягу – поцеловал крест) и губных дьяков (своего рода секретарей).

Губные старосты сродни мировых судей Англии (середина XVI в.). Они издавали указы о бедных, ведали строительством. Губные старосты избирались из пожилых дворян, не способных к военной службе, которые не горели желанием бесплатно работать. Многие отказывались целовать крест, а значит, не могли выполнять свои обязанности. Многие уезжали в свои уезды. Их находили, сажали в тюрьму и насильно отправляли на службу.

Наряду с губной проводилась земская реформа. Кормленщиков в городах лишили права суда и сбора податей. На их место пришли "излюбленные головы" и целовальники, которые избирались из числа богатых горожан и черносошных крестьян. Земская реформа была проведена в черносошных уездах Севера. Военные вопросы передали воеводам.

Ликвидация системы кормлений и создание сословно-представительных учреждений укрепили центральный аппарат власти, что повлекло за собой:

◙ удар по княжеско-боярской олигархии;

◙ ликвидацию старых перегородок между отдельными землями периода удельных времен;

◙ уничтожение непосредственного взимания поборов в пользу местных князей;

◙ повышение роли центра.

Развернувшиеся в русском обществе преобразования не могли не затронуть такой обширной и влиятельной организации как православная церковь. Высший церковный орган ("Освященный Собор") в полном составе входил в "верхнюю палату" Земского Собора. Духовенство, как особое сословие, наделялось рядом привилегий и льгот: освобождалось от податей, телесных наказаний и повинностей. Стоглавый собор (май 1551 г.) унифицировал богослужение и все обряды, признал общерусскими около 50 "местночтимых" угодников и оформил единый для всего государства пантеон святых. В принятых изменениях нашел отражение общий процесс централизации в Русском государстве.

Темпы и способы централизации, упрочение самодержавной власти не удовлетворяли царя. Так, с одной точки зрения, появляется опричнина. С другой – усложнение социальных связей приводило к отчуждению, отсутствие уверенности в будущем ориентировало многих (главным образом дворян), на безоговорочное подчинение "помазаннику Божиему". Сдержать опричнину было нечем.

Опричнина же, как в прошлом, так и сейчас остается предметом особого внимания исследователей, пытающихся разобраться в этом явлении. Так, известный русский историк С.Ф. Платонов считал, что через опричнину царь Иван Грозный свел княжат с их родовых вотчин и тем самым разрушил гнезда княжеского землевладения на Руси. В опричнине С.Ф. Платонов видел широкомасштабную государственную реформу. В современной историографии появились и утвердились другие взгляды на опричнину. Так, А.А. Зимин рассматривает ее как очень сложное явление, в котором новое тесно переплеталось со старым, где централизованная политика проводилась в крайне архаичных формах. Другой известный историк Р.Г. Скрынников оценивает опричнину, как результат столкновения между могущественной феодальной аристократией и поднимающейся самодержавной монархией.

В 1565 г. значительная часть территории государства была выделена в особое личное владение царя – опричнину, на содержание которой взимались налоги с остальной территории – земщины. Было сформировано особое опричное войско из верных царю людей. Не включенные в опричный корпус бояре и дворяне вместе с зависимыми от них крестьянами из опричных земель выселялись.

Результаты опричнины:

1. Важнейшая для молодой страны проблема соотношения власти (государства) и общества была решена в пользу власти. Опричнина подчинила общество неограниченной власти московского царя. Роль Боярской Думы упала, она сохранялась лишь как дань традиции, была управляемой.

2. Главной социальной опорой власти стала бюрократия. Ее слой расширился. Землевладельцы были превращены в служилую массу, которая находилась в зависимости от царя.

3. Произошло огосударствление общества: все зависели от государства и лично от царя.

В эпоху Ивана Грозного Московское государство наиболее близко подошло к типу восточной деспотии.

Общественное сознание русского народа формировалось в условиях Московского царства.

Особенности

1. Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенности на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демократии, прогрессу, характерному для Запада. Из этой особенности проистекает стремление всех спасти. На Запад принести духовность, на жестокий Восток - христианское милосердие. Это оправдывало на массовом уровне завоевательную политику Российского государства.

2. Коллективизм, слабо выраженное личностное сознание.

3. Огромная роль церкви. Православие влияло не только на культуру, но и на общественно-политическую организацию

Московское царство в конце XVI века было мощным военно-бюрократическим государством. Однако после смерти Ивана Грозного при отсутствии сильного властителя, оно дало трещины, а затем распалось.