Научная критика письменных источников

Классификация исторических источников

Значительная часть дошедших до нас письменных документов относится к XV-XVI вв., когда сложилось Русское централизованное государство, а виды письменной документации стали разнообразнее и богаче по содержанию. С XVIII в. количество письменных источников резко увеличивается. Этому способствовало реорганизация государственного аппарата, распространение письменности, создание государственных исторических архивов. В дальнейшем масса письменной документации непрерывно увеличивалась. На сегодняшний день разросшийся массив письменной документации требует своей унификации, кодирования информации, совершенствования методов её отбора и хранения.

В настоящее время принято классифицировать письменные исторические источники по типам и видам.

Выделение типов источников является первым уровнем их классификации. Типовая классификация базируется на синтаксическом аспекте информации. Типы источников – это совокупности источников, различающиеся между собой по способу фиксации информации.

Источниковед Ковальченко выделил четыре типа источников: вещественные, письменные, изобразительные (художественно-изобразительные, графическо-изобразительные, натуральные), фонодокументы.

В свою очередь, письменные источники требуют разработки принципов и методов научного изучения, соответствующих их специфике.

В основе классификации предложенной Пушкаревым лежало преобладание в источнике информации о прошлом. Вся совокупность письменных источников была поделена на две большие группы: делопроизводственные документы и нарративные (повествовательные).

1. Делопроизводственные источники

· картографические

· актовые

· статистические

· канцелярские

2. нарративные

· художественные произведения

· собственно исторические источники (летописи, хронографы, исторические повести)

· документы личного происхождения (дневники, переписка, мемуары)

· научные труды (географические и исторические описания, исследования).

Данная классификация не решала обозначенной выше задачи. Её решению способствует деление письменных источников на виды, которые представляют второй уровень классификации. Виды источников – исторически сложившаяся совокупность источников объединенных единством внутренней формы, структуры, отражающим общность содержания, происхождения и целевого назначения источника в момент его создания.

Создателем видовой классификации был Пронштейн. Он разделил письменные источники на три группы: актовые и законодательные документы, периодическая печать.

В настоящее время распространенной является классификация разработанная И.Д. Ковальченко. Он выделил следующие виды исторических источников:

1. летописи и хронографы

2. законодательные акты

3. частные акты

4. делопроизводственная документация

5. статистика

6. документы личного происхождения

7. художественные произведения

8. публицистика

9. научные труды

10. периодика

В основе его классификации лежит деление по периодам. Каждому историческому периоду соответствует совой круг исторических источников.

Таким образом, классификация источников по типам и видам позволяет исследователям решать задачи выработки единых для каждого класса источников принципов и методов выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации.

Тема 3. структура источниковедческого исследования

В задачу научной критики письменных источников входит выяснение их происхождения, формы, содержания, степени полноты, достоверности и точности приводимых в них фактов.

Научная критика письменных документов подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя критика призвана установить происхождение источника. Она представляет собой критику внешней формы документа и включает в себя приемы изучения письма, переплетов, заставок, миниатюр, изучение писчего материала и фактуры.

Внутренняя критика предполагает изучение содержания источника с целью установления соответствия приводимых в нем данных исторической действительности.

Критический анализ исторического документа требует установления подлинности, обстоятельств возникновения, целей составления, а также интерпретацию текста.