Период первого детства (дошкольный возраст).

Период раннего детства.

Закладываются основы психической деятельности ребенка:

· Важнейшее новообразование – прямохождение, что существенно расширяет возможности самостоятельного ознакомления с миром.

· На 2-м году жизни развивается познавательная деятельность. Формируется наглядно-действенное мышление.

· Ориентировочные рефлексы начинают носить исследовательский характер. Происходит более детальное изучение нового. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, толкает, пробует поднять.

· Ведущая роль принадлежит руке. Поэтому необходимо обучение игровым навыка (складывание кубиков, рисование), бытовым навыкам (одевание, застегивание пуговиц, шнуровка).

· Увеличивается разнообразие манипуляций и усложняется конструктивная деятельность с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки). Вырабатывается система адекватных действий с предметами (на стул – садится).

· Ведущую роль в познавательной деятельности играет система зрительного восприятия. Ребенок становится способным узнавать предметы на картинке. Начинает развиваться наглядно-образное мышление.

· Интенсивно развивается речевая функция. Особенно обобщающая функция слова. Совершенствуется понимание речи и собственная активная речь ребенка. К 1,5 годам ребенок усваивает около 100 слов, к 2 годам – 300 слов, к 3 – 1500 слов. Выражено словотворчество. Развивается регулирующая функция слова – ребенок понимает и исполняет команды-инструкции (убери игрушки).

· На 3-м году проявляется осознание своего «Я» - кризис 3-х лет, стремление к самостоятельности.

В этот период происходит усложнение ВНД.

· Возрастает скорость образования условных рефлексов, они быстрее становятся устойчивыми.

· Существенно изменяется процесс восприятия (созревают проекционные сенсорные и ассоциативные зоны коры): в 3-4 года ребенок знакомится с новыми предметами все еще при тесном взаимодействии восприятия и двигательных действий (обучение при действии с предметом); в 6 лет ребенок знакомится с предметом «на глаз», зрительное обследование становится более организованным, систематичным и дифференцированным (ребенок определяет различия и сходства).

· У детей этого периода большое количество условных рефлексов, сформированных в процессе игры, которая носит подражательный характер. Поэтому важным методом обучения – является игровой.

· Увеличивается число динамических стереотипов. Действия, которые совершает ребенок с предметами, как бы свертываются.

· Преобладающим является процесс возбуждения, но он менее склонен к иррадиации.

· Происходит совершенствование процесса памяти: в 3-4 года память носит непроизвольный характер (ребенок не ставит цели запомнить что-либо, запоминание происходит при эмоциональной окрашенности); в 4-5 лет начинает формироваться непосредственное произвольное запоминание (в игре или по просьбе взрослого – заучивание стихов, правил и т.д.) в связи с развитием внимания.

· Идет постепенное созревание структур внимания: сохраняется значение новизны в привлечении внимания, в 4 года отмечается всплеск интереса к новому (бесконечные «почему»); с 4-7 лет идет нарастание объема внимания, внимание имеет непроизвольный характер, базируется на принципе удовольствия (на очень интересное новое ребенок застывает с приоткрытым ртом – ввод информации); в старшем дошкольном возрасте формируется произвольность внимания при зрительном восприятии (по инструкции, в процессе игры).

· Характерно бурное проявление эмоций.

· В 5-7лет существенно возрастает сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов. Поэтому повышается работоспособность. Еще достаточно велика роль внешнего торможения. Но дети меньше утомляются.

· К 7 годам происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий. Обогащается словарный запас, грамматический строй речи. Слово приобретает обобщающее значение. Ребенок задает много вопросов. Формируется способность планировать свою деятельность, решать поставленные задачи.

· Появляется осознание себя как значимой личности.