Лекция № 6. Образование Казахского ханства

1. Формирование казахской народности.

2. Жузы и основы их образования

3. Образование Казахского ханства.

4. Общественное устройство Казахского ханства.

 

Цель лекции:раскрыть особенности этногенеза казахов, семантику этнонима «казак», истоки формирования казахских жузов, показать причины образования Казахского ханства и его общественное устройство.

Ключевые слова:этногенез, антропогенез, языковая семья, этнос, этноним, жуз.

 

1. Формирование казахской народности. Антропологические аспекты происхождения казахского народа. Основными аспектами изучения происхождения казахского народа является лингвистический и антропологический.

Основные этапы сложения казахской народности.

1. Древний (сакский) период (III тыс. до н.э. – V в. н.э.) – это эпоха разложения первобытнообщинного строя. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи.

2. Раннесредневековый (тюркский) период (VI – X вв.) – эпоха связана с массовым переселением хунну и тюрков на территорию Казахстана с начала I тысячелетия нашей эры, вследствие чего произошел переход к прототюркской этнокультурной и языковой общности. Образование древнетюркских государств способствовало постепенной монголизации антропологичекого типа и распространению тюркских языков.

3. Средневековый (кыпчакский) период (X – начало XIII вв.) – эпоха объединения этнополитическими и хозяйственно-территориальными связями многих этнических групп региона, входивших в состав Кыпчакского государства, занимавшего всю территорию современного Казахстана, кроме Семиречья.

4. В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана – мангыты, барласы и другие. Численность монголов была относительно невелика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.

5. Позднее средневековье (XIV-XV вв.)- эпоха восстановления этнических процессов и консолидации тюркоязычных и отюркизированных монгольских племен в составе государств – Ак-Орда, Могулистан, ханство Абулхайра и Ногайской Орды. Населению был присущ единый антропологический тип, идентичный казахам последующего времени.

6. Позднее средневековье (XV-XVI вв.)- эпоха завершения процесса формирования казахской народности. Образование Казахского ханства ускорил длительный и сложный путь сложения единой народности, под именем «казахи».

В XV-XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее Х1У-ХУ веков на основе сложного взаимодействия двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

Происхождение этнонима «казах». Со второй половины XV века сложившаяся народность стала известна среди других народов, населявших сопредельные территории, и в письменных источниках под именем «казахи». Происхождение этнонима «казах» до сих пор является предметом дискуссий, оно нашло отражение в многочисленных легендах.

Наиболее аргументированным является утверждение о том, слово «казак» возникло в регионе обитания кыпчаков не ранее XI века и означает «свободный, скиталец». В него вкладывался социальный смысл и означал людей, отделившихся от своего рода, племени, государства, добывающих средства к существованию участием в военных предприятиях. Это связано с институтом казакования. В IX-X веках в обществе кыпчаков Восточного Дешт-и Кыпчака возникают социальные, а в Х1-ХП веках этносоциальные группы под названием «қазақ». Слово «казак» употреблялось универсально для обозначения разного рода вольниц. Термин «казак» обрел этническое значение со второй половины XV века.

2. Жузы и основы их образования.Жуз – историко-хозяйственный район, сложившийся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения - номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон, достаточных для саморазвития. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всего в монгольские улусы. В XVII-XVIII вв. состав трех жузов входило вего 112 родо-племенных подразделений.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

Средний жуз, образованный в результате объединения племен кыпчаков, аргынов, угков, найманов, конратов, кереитов и других, располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.

Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем составе племенное объединение байулы, включающее роды: адай, жаппас, алаш. бериш, есентемир, серкеш и другие, всего двенадцать родов, жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и другие, всего семь родов; алимулы: карасакал, каракесек, торткара, шекты и другие, всего шесть родов.

3. Образование Казахского ханства. Причины образования Казахского ханства.

Это было 1. стремление этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации.

2. Необходимость восстановления разрушенных хозяйственных связей между кочевыми, оседло-земледельческими и городскими районами и создание единого экономического региона.

3. Борьба за власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке между потомками Орда-Еджена – Жанибеком, Кереем и Шайбана – Абулхайра.

Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с другими чингисидами. Жанибек со своим родственником, тоже правнуком Урус-хана Кереем в 1459-1460 годах откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462). Неспособность Абулхайра сплотить общество, как и неспособность могольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы консолидировать племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную организацию.В 1462 году Есен-Буга-хан умер, и это укрепило положение Жанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммеда Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства - 1465-1466 годы.

Основными этапами этого процесса стали:

· откочевка Жанибека и Керея с приверженцами в пределы Могулистана;

· укрепление позиций Джанибека и Керея в Моголистане и закрепление за ними названия узбек-казахи, и затем просто казахи;

· образование Казахского ханства;

· возвращение Жанибека и Керея после смерти Абулхаира в Узбекский улус и захват там верховной власти.

Первым ханом избран как старший по возрасту Керей (1456-1472). В годы становления Казахского ханства, и последующие десятилетия его правители вели войны за обладание сырдарьинскими городами с шайбанидами. Борьба казахских ханов с потомками Абулхаира - Шайх-Хайдаром, Мухаммедом Шайбани и др. ханами за власть над кочевыми племенами, в основном вылилась в борьбу за города Отрар, Сауран, Сыганак, Туркестан.

Территория Казахского ханства – западное Семиречье, названные города Южного Казахстана, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи, северное Приаралье и значительная часть Центрального Казахстана. К началу XVI в. Казахское ханство занимало территорию Ак-Орды и часть Могулистана.

Исторические источники по вопросу образования Казахского ханства. Мырза Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) родился в Ташкенте, его дед Мухаммед Хайдар мирза был правителем Кашгара. Фундаментальное произведение М.Х. Дулати «Тарих-и Рашиди», написанное в 1542-1546 гг. «Тарих-и Рашиди» является произведением, вобравшим в себя фольклорные и устные генеологии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Казахского ханства и империи Бабура.

Кадыргали Косымулы Жалаири (около 1555-1607) - автор первого памятника казахской исторической литературы. Он являлся советником хана Кучума в Сибирском ханстве. Сочинение К. Жалаири «Жами ат-тауарих» состоит из трех частей: 1) восхваление царя Бориса Годунова; 2) сокращенный перевод труда Рашид-ад дина «Жами ат-тауарих» на персидском языке; 3) история династии Чингизидов до Ораза Мухаммеда, рассказ о правителе Золотой Орды Едиге, повествование о восшествии Ораза Мухаммеда на касимский престол весной 1602 г. Его книга «Шежире-и тюрок» представляет собой изложение генеологии династии Чингизидов, начиная от Адама до самого Абулгазы.

Общественное устройство Казахского ханства. В ХV-ХVII вв. общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными. Ак суйек – высшее аристократическиое сословие. К ним относились чингизиды, не принадлежавшие ни к каким казахским родам и племенам,: ханы, султаны, огланы или торе и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Кара суйек – основное сословие. Независимо от имущественного положения его составляли бии, эмири, батыры, баи. Бии – предводитили родов и племен. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Эмиры, беки – представители военно-кочевой знати. Батыры – предводители войск. В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи - богатые и кедей - бедные. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.

Шаруа – зависимое население - кочевники-скотоводы, консы – обедневшие родственники, попавшие в зависимость от феодала, жатаки – земледельцы. Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы. Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кул).

В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог – зякет, делали подношения мясом - согум, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж. Собирался натуральный сбор для снабжения войск – тагар. Простые люди привлекались к общественным работам – мардика, принимали на постой войска – каналга, а также знатных людей - жамалга. Повинностью был сауын – отдача скота на выпас рядовым кочевникам. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

На вершине социальной иерархии находился хан. Его окружали советники, помощники, дружина и прислуга. Ханский Совет состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен. В XVII и первой половине XVIII века местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан. Курултай – собрание представителей трех жузов. Нецарствующие чингизиды - султаны наделялись улусом (юртом) и были его полновластными правителями. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Наиболее влиятельные из них входили совет биев при хане. Городская верхушка – это чиновники местной администрации – везири, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами или улусными правителями. Административное устройство Казахского ханства: семья – колено – род – племя – улус – жуз – ханство.