Единая система допусков и посадок для линейных размеров

Стандартизация основных норм взаимозаменяемости

В России действуют Основные нормы взаимозаменяемости (ОНВ), которые базируются на стандартах и рекомендациях Международной организации по стандартизации (ИСО). ОНВ включают системы допусков и посадок на гладкие поверхности (Единая система допусков и посадок, ЕСДП; конические сопряжения), а также на типовые элементы и виды сопряжений - подшипники качения, шпоночные, шлицевые и резьбовые сопряжения, зубчатые колеса и передачи и др.

Системой допусков и посадок (ЕСДП) называют совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов. Система предназначена для выбора минимально необходимых, но достаточных для практики вариантов допусков и посадок типовых соединений деталей приборов и машин. Она дает возможность:

- стандартизовать режущие и измерительные инструменты;

- облегчает процессы конструирования, производство и ремонт изделий;

- обусловливает качество изделий.

Основные понятия ЕСДП:

Размер - числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранной единице измерения.

(см. след. стр.)

Поле допуска – интервал размеров, ограниченный предельными размерами, между которыми должен находиться размер годной детали
Номинальный размер (d) – размер, полученный в результате расчетов при проектировании
Наибольший предельный размер () – наибольший допустимый размер годной детали
Наименьший предельный размер ( ) – наименьший допустимый размер годной детали
Действительный размер () – размер детали, установленный в результате измерения с допустимой погрешностью
Верхнее предельное отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами:  
Нижнее предельное отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами:  
Допуск (T) – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами:  

 


Две детали, соединяемые друг с другом, называют сопряженными. При этом различают две контактирующие поверхности: охватывающую и охватываемую.

Охватывающую поверхность называют отверстием. Этот термин условно принят для обозначения внутренних элементов деталей, при этом все параметры отверстий обозначаются прописными (заглавными) буквами латинского алфавита.

Охватываемую поверхность называют валом. Этот термин условно принят для обозначения наружных элементов деталей, при этом все параметры валов обозначаются строчными буквами латинского алфавита.

Посадкой называется характер сопряжения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов.

Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения деталей или степень сопротивления деталей взаимному смещению.

Свобода относительного перемещения деталей определяется величиной зазора S. Под зазором понимают положительную разность между размером отверстия и размером вала:

; при этом D > d, S > 0,

где D – размер отверстия;

d – размер вала.

Степень сопротивления деталей взаимному смещению определяется величиной натяга N. Под натягом понимают положительную разность между размером вала и размером отверстия:

; при этом d > D, N > 0.

По характеру сопряжения посадки разделяются на три группы:

1. Подвижные посадки (с зазором);

2. Неподвижные посадки (с натягом);

3. Переходные посадки (возможно образование как зазора, так и натяга).

Подвижные посадки характеризуются наличием гарантированного зазора. Отличительной особенностью этих посадок является то, что поле допуска отверстия (на схеме расположения полей допусков) всегда располагается выше поля допуска вала.