Школа и ее назначение по Я.А. Коменскому

1. «Великая дидактика».

2. Школа – мастерская гуманизма.

3. Ступени школьной системы.

"Великая дидактика"Коменского выходитза рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание.

В отличие от дидактики как теории обучения, свою "Великую дидактику" Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

2. Коменский называет школумастерской человечности, мастерской гуманизма.

С его точки зрения,

1. обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье;

2. основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость;

3. в школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей ибудущей жизни;

- в школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это "мастерские трудолюбия". В "Великой дидактике" (гл. XII) Ян Амос Коменский определил те конкретные принципы,которые нужно учесть при создании школ:

· образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме;

· юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым;

· образование должно быть закончено еще до наступления зрелости;

· образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою - без побоев и суровости или какого-либо принуждения;

· юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное;

• образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким.

3. Весь цикл воспитания и образованиячеловека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый. Ступени школьной системы:

материнская школа - для детства (до 6 лет); должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство "Материнская школа" - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях;

· школа родного языка, элементарная школа - для отрочества (до 12 лет);должна быть в каждой общине, обязательна для всех детей. В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни;

· латинская школа - для юношества (до 18 лет); должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные "семь свободных искусств", мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический;

академия - для зрелости (до 24 лет). Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.