Воспитание и обучение у древних славян

1. Воспитательно-образовательная культура восточных славян.

2. Воспитание детей в семье.

3. Мировоззрения древних славян.

1. На Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура,принципиально отличавшаяся от западноевропейской.

В сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичные для "славян и антов":

· обостренное чувство общности и справедливости,

· устойчивая вера в существование верховного существа,

· вера в магию,

• добронравие,

• воинская обученность, ободолюбие,

• мужественность,

• физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, известно лишь в самых общих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того времени в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи:

• включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте;

• различие в воспитании мальчиков и девочек;

• обряды инициации.

Однако развитие внутриобщинных экономических процессов постепенно привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев - земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев начало приобретать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал.

2. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье.

Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом "матерый", т. е. воспитанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы:

· "дитя", т. е. ребенок, который вскармливается грудью;

4Нк

· "молодой" - до 3 - 6 лет, воспитываемый матерью;

· "чадо" - до 7 - 12 лет, начавший обучаться;

· "отрок" - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.

Большое значение в этот период придавалось военному обучению.Экономически развитые общины уже могли позволить себе содержать дружины - профессиональных воинов. Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI -IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество.Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

3. Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.

Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и богиням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые.

Во главе стоял великий Сварог - бог Вселенной. Весьма почитались бог солнца - Даждьбог (Ярила) и бог грозы - Перун. Молились славяне - богу и богиням плодородия. Бог Белее являлся покровителем скотоводства или, иначе, богатства. Стрибог повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Помимо богов были и другие сверхъестественные существа. Многие и них связывались с представлениями славян о загробном царстве: злым духами потустороннего мира являлись упыри, а добрыми, охранявшими человека, - берегини. В лесу обитал леший, а в поле и у воды жил русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего пращура - чура или щура.

Таким образом, вся жизнь древнего славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы.

Под влиянием языческого мироощущения формировались все бытовые обряды - коляды, Масленица, день Ивана Купалы, рождения, свадьбы, похороны, праздники года.

Оно же сказалось на развитии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в той или иной степени и поныне, особенно вне городской среды.