Информационные системы

Понятие информации. Информационные технологии.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Информация - это отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, собы­тиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо.

К информации предъявляются следующие требования:

- достоверность;

- полнота;

- полезность;

- своевременность;

- релевантность (существенность).

Экономическую информацию получают в процессе реализации функции учета и контроля за деятельностью экономического объекта, т.е. в процессе наблюдения за внутренним состоянием объекта. Результаты наблюдения контролируются (сравнительно с запланированным состоянием) и анализируются величины отклонения. Результаты анализа и являются основанием для принятия решения по управлению работой (поведением) экономического объекта.

 

Свойства экономической информации:

- отражает разностороннюю деятельность предприятий через систему натуральных, стоимостных и др. показателей;

- отражается в тех или иных носителях (первичных документах, магнитных, оптических носителях) и представлена в виде конечных результатов;

- является цифровой, буквенно-цифровой и алфавитной;

- характеризуется большой массовостью и объемностью;

- требует группировки, арифметической или логической обработки и сжатия информации при передаче из одного управленческого звена в другой;

- характеризуется длительностью хранения (архивы);

- характеризуется повторяемостью циклов возникновения обработки в установленных временных интервалах;

- для обработки экономической информации характерны сравнительно простые алгоритмы;

- преобладание логических операций (выборка, упорядочивание, корректировка) над арифметическими;

- табличная форма исходных и результирующих данных;

- многообразие источников информации и ее потребителей.

Информатизация - организованный социально-экономический и научно-техничес­кий процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов по­средством современных информационных технологий и развитой инфраструктуры. Ин­форматизация ведется путем тесного взаимодействия между собой процессов совершен­ствования создания документированной информации, методов улучшения порядка и тех­нологии ее сбора, накопления и хранения, процессов потребления - обработки, поиска и распространения информации; механизмов создания и развития средств обеспечения.

Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов и программно-техничес­ких средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

Цель ИТ - производство информации для анализа человеком и принятия соответствующего решения.

 

Информационную технологию иерархически можно разделить на:

- этапы;

- операции;

- действия.

Например, ИТ работы в текстовом процессоре Word (создание документа) включает в себя следующие этапы:

- создание текста;

- создание таблиц;

- создание рисунков и диаграмм;

- сохранение документа.

Один из этапов включает следующие операции:

- создание рисунка в графическом редакторе;

- импорт рисунка в документ;

- регулировка местоположения и размеров рисунка.

Одна из операций включает в себя следующие действия:

- установка значений параметров в диалоговом окне;

- перемещение курсора мыши по экрану;

- выполнение команды Вставка.

В свою очередь каждое действие может разбиваться на элементарные операции.

Таким образом, совокупность этих технологических этапов, операций и действий образует информационную технологию.

 

Требования к ИТ:

­ высокая степень расчлененности процесса обработки информации на этапы, операции и действия;

­ стандартизация и унификация этапов, операций и действий для повышения эффективности управления информационными процессами.

К основным проблемам создания и развития ИТ относятся следующие:

­ выработка стандартов и протоколов для установления компьютерной связи;

­ организация доступа к информации;

­ организация защиты и безопасности информации;

­ старение информационной технологии.

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, по­иска и распространения информации.

Документированная информация - информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы докумен­тов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи­вах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Пользователь - субъект, обращающийся к собственнику или обладателю за получе­нием необходимых ему информационных ресурсов или информационных технологий.

Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д. Подсистема - часть любой системы.

Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени.

 

Свойства системы (в т.ч. ИС):

- сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей;

- делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам;

- целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое;

- многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью;

- структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям;

- адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области;

- интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами.

 

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.

 

Структуру информационной системы составляет совокупность обеспечивающих ее подсистем:

- техническое обеспечение (комплекс технических средств: компьютеры, устройства сбора, обработки и передачи информации, линии связи, оргтехника и т.п.);

- информационное обеспечение (совокупность системы классификации и кодирования информации, схем информационных потоков и методологии построения баз данных);

- математическое и программное обеспечение (совокупность математических моделей, алгоритмов и программ для реализации целей информационной системы и нормального функционирования технических средств);

- организационное обеспечение (совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников между собой и с техническими средствами в процессе эксплуатации информационной системы);

- правовое обеспечение (совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационной системы).

Цель информационной системы - производство профессиональной информации.

 

Этапы работы информационной системы (Рисунок 1.1):

- ввод информации;

- обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

- вывод информации и передача ее потребителям;

- обеспечение обратной связи.

 

 
 

 


Рисунок 1.1 - Этапы работы информационной системы

 

Свойства информационной системы:

- любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

- ИС является динамичной и развивающейся;

- построение ИС требует системного подхода;

- выходная информация ИС используется, как правило, для принятия решения;

- ИС является человеко-компьютерной системой обработки информации.

 

Разработка и внедрение ИС позволяет:

- получать рациональные варианты решения управленческих задач;

- освобождать персонал от рутинной работы;

- обеспечивать достоверность информации;

- снизить объем бумажных документов;

- совершенствовать структуру документооборота в фирме;

- уменьшить затраты на производство услуг;

- предоставлять пользователям новые услуги;

- отыскивать новые рыночные ниши;

- предоставлять постоянным клиентам скидки и бесплатные услуги.

 

С учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д.

 

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

 

 

В зависимости от сферы применения ЭИС классифицируются как:

- ИС фондового рынка;

- страховые ИС;

- статистические ИС;

- ИС в налоговой сфере;

- ИС в таможенной деятельности;

- финансовые ИС;

- банковские ИС (БИС);

- ИС промышленных предприятий и организаций.

 

Соотношение между ИС и ИТ.

Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.

Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

 

 

1.2 Управление в информационной системе

 

Построение любой информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.

Управление необходимо для координации работы всех подразделений организации и должно обеспечивать достижение поставленной цели.

 

Функции управления:

- организационная (разработка штатного расписания, обязанностей и нормативных документов);

- плановая (разработка различных планов на различные сроки);

- учетная (разработка форм и методов учета показателей деятельности организации);

- аналитическая (изучение итогов, влияющих факторов, тенденций развития);

- контрольная (контроль за выполнением планов, расходование материальных ресурсов и финансовых средств);

- мотивационная (разработка методов стимулирования труда персонала).

 

В процессе управления необходимо принимать решения. Результаты принимаемого решения проявляются в зависимости от уровня решаемых задач:

- на нижнем уровне управления принимаются оперативные решения;

- на среднем уровне управления сложность решаемых задач выше, требуется больше времени на анализ ситуации, результаты проявляются не сразу;

- на верхнем уровне принимаются решения, направленные на достижение стратегических целей организации, а результаты проявляются спустя длительное время.

 

Персонал организации подразделяется в соответствии с уровнями управления:

­ на верхнем уровне управления - менеджеры высшего звена руководства (директор, заместители);

­ на среднем уровне управления - начальники отделов и служб;

­ на нижнем уровне - инженеры, техники и непосредственные исполнители.

 

Управленческая информация - информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и обеспечивает решение задач организации экономического управления народным хозяйством и его звеньями. Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического и другого характера. При этом сведения экономического характера являются важной составляющей управленческой информации.

 

 

1.3 Виды информационных технологий

 

ИТ обработки данных.

ИТ обработки данных предназначена для решения структурированных задач и обеспечивает автоматизацию рутинных операций. Эта технология повышает производительность труда технического персонала и ведет к сохранению численности работников.

Данная ИТ позволяет решать следующие задачи:

­ обработка данных о деятельности фирмы;

­ создание периодических отчетов о состоянии дел в фирме;

­ получение ответов на запросы и оформление их в виде отчетов.

 

Основные компоненты ИТ обработки данных:

­ сбор данных из внешней среды;

­ обработка данных;

­ хранение данных в базе данных;

­ создание отчетов для внутреннего и внешнего использования.

 

ИТ управления.

ИТ управления предназначена для удовлетворения информационных потребностей сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений.

Поставляемая информация содержит сведения о прошлом, настоящем и будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных и специальных управленческих отчетов.

Такая ИТ решает следующие задачи:

­ оценка планируемого состояния объекта управления;

­ оценка отклонений от планируемого состояния;

­ выявление причин отклонений;

­ анализ возможных решений и действий.

 

Основные компоненты ИТ управления:

­ пополнение базы данных;

­ хранение базы данных;

­ формирование управленческих отчетов;

­ выдача регулярных и чрезвычайных отчетов.

 

ИТ поддержки принятия решений

Эта ИТ базируется на качественно новом методе организации взаимодействия человека и компьютера.

               
 
система поддержки принятия решения
 
человек, принимающий решение
   
вариант   вычислений
   
решение   выработаноо
 

 


 

 
 

 

 


Рисунок 1.2 - Итерационный процесс выработки решения

 

Выработка решения происходит в результате итерационного процесса (Рисунок 1.2).

Итерационный процесс заканчивается человеком. Такая ИТ ориентирована на решение плохо структурированных задач.

 

Основные компоненты ИТ:

­ источники данных;

­ базы данных;

­ системы управления базами данных;

­ системы управления базами моделей;

­ система управления интерфейсом.

 

ИТ экспертных систем

Экспертные системы разрабатываются на основе использования искусственного интеллекта.

Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, преобразующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил. Это позволяет использовать экспертные системы в качестве советующих систем, так как эвристические правила не гарантируют получение оптимального результата.

Если система поддержки принятия решения отражает уровень понимания проблемы пользователем и его возможности получить и осмыслить решение, то экспертные системы предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Кроме того, экспертные системы поясняют рекомендуемое решение, что зачастую очень важно.

Основные компоненты ИТЭС:

­ база знаний;

­ интерпретатор;

­ интерфейс пользователя;

­ модуль создания системы.

 

 

1.4 Общие вопросы проектирования и внедрения ИС

 

Жизненный цикл а информационных систем (ЖЦИС) - это период создания и использования ИС, начиная с момента возникновения потребности в ИС и заканчивая моментом полного ее выхода из эксплуатации.

 

Стадии жизненного цикла информационной системы:

1. Предпроектное обследование:

­ сбор материалов для проектирования, при этом выделяют формулирование требований, с изучения объекта автоматизации, даются предварительные выводы предпроектного варианта ИС;

­ анализ материалов и разработка документации, обязательно дается технико экономическое обоснование с техническим заданием на проектирование ИС.

2. Проектирование:

­ предварительное проектирование;

­ выбор проектных решений по аспектам разработки ИС;

­ описание реальных компонент ИС;

­ оформление и утверждение технического проекта (ТП).

­ детальное проектирование:

­ выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ;

­ корректировка структур БД;

­ создание документации на доставку и установку программных продуктов;

­ выбор комплекса технических средств с документацией на ее установку.

­ разработка техно-рабочего проекта ИС (ТРП).

­ разработка методологии реализации функций управления с помощью ИС и описанием регламента действий аппарата управления.

3. Разработка ИС:

­ получение и установка технических и программных средств;

­ тестирование и доводка программного комплекса;

­ разработка инструкций по эксплуатации программно-технических средств.

4. Ввод ИС в эксплуатацию:

­ ввод технических средств;

­ ввод программных средств;

­ обучение и сертификация персонала;

­ опытная эксплуатация;

­ сдача и подписание актов приемки-сдачи работ.

5. Эксплуатация ИС:

­ повседневная эксплуатация;

­ общее сопровождение всего проекта.

 

Модели жизненного цикла информационной системы:

­ каскадная модель - предлагает переход на следующие этапы после полного осуществления работ по предыдущему этапу. Модель демонстрирует классический подход в любых прикладных областях;

­ итерационная модель - поэтапная модель с промежуточным контролем и циклами обратной связи. Преимущество данной модели - поэтапные корректировки, которые обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной. Однако время жизни каждого из этапов рассчитывается на весь период разработки;

­ спиральная модель - данная модель делает упор на начальные этапы анализа и проектирования. Эта модель представляет собой итерационный процесс разработки, где каждая итерация (цикл), представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску версии изделия (версии проекта ИС), который совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать значимой информационной системой. При этом каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания информационной системы. Т.о. углубляется и последовательно конкретизируется обоснованный вариант ИС, который и доводится впоследствии до реализации.

 

Основные способы построения ИС:

­ разработка системы «под себя»;

­ использование прототипов - вместо полной системы создается прототип, отвечающий основным потребностям пользователей:

­ определение основных запросов;

­ создание рабочего прототипа;

­ использование рабочего прототипа;

­ пересмотр и улучшение прототипа;

­ работа с окончательной версией прототипа;

­ использование готовых решений - рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии и автоматизации бизнеса;

­ использование услуг сторонней организации для передачи функций управления ИС - организация использует специализированную фирму, которая выполняет управляющие функции по функционированию и развитию ИС компании.