Тема 1.2. Влияние эколого-градостроительных, социальных, технико-экономических факторов на формирование ландшафтных комплексов. Современные приемы и тенденции проектирования.
Стили садово-паркового искусства и их особенности. Регулярный стиль; Пейзажный стиль; Японский сад; Модерн; Голландский сад; Колониальный стиль; Сельский стиль (кантри); Русский приусадебный стиль; Восточный стиль; Экологический стиль.
Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики малого сада. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения и даже форма садового оборудования. Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения.
Итальянский стиль. Итальянский стиль - это вариации на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными и прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, а вокруг него цветники или мощеная площадка. Клумбы и водоемы решены в формальном стиле (круг, овал, квадрат). Патио, приподнятое на несколько ступенек примыкающее к дому, является характерным элементом итальянского дворика. Деревья и кустарники в итальянских парках обычно стригут в форме куба или шара.
Японский сад.Основной принцип японского сада - ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке сравнительно ограниченными средствами. Изображение природы в уменьшенном виде, стремление создать впечатление пространственной глубины ведет к изменению пропорций естественного масштаба, к применению карликовых деревьев и скал. Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев. Виртуозное использование камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное разнообразие. Несколько камней и горсть песка или покрытый мхом камень или осколок скалы символизируют величие природы. Вода вводится в сад в виде озера, пруда, ручья или водопада, обогащая его композицию.
Модерн.Стиль модерн, отвечавший лишь в некоторых особенностях архитектуре начала века, отличался простотой линий и скульптурностью объемов. Образ сада соответствовал пониманию архитектуры дома как "машины для жилья. Простые ограждения. Мощение чаще всего из плит, выложенных в виде геометрических рисунков с чередованием светлых и темных тонов, возможны вставки из гальки. Мебель - классический модерн строгих линий, без украшений, из современных материалов - пластика и алюминия. Планировка сада чаще всего геометрическая.
Голландский сад.Голландский сад как будто сошел с картин старых мастеров, сохранив свои традиции. Центром его является хорошо ухоженный газон, по его периметру высаживается миксбордер из цветов и красивоцветущих и декоративно - лиственных кустарников. Вдоль забора - стриженая изгородь. Отличительной чертой голландского стиля является наличие атрибутов сельской жизни - маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.
Колониальный стиль.Стиль чисто американский - законодателями стали первые американские колонисты. Основные материалы строительства - кирпич и доски используются и при оформлении сада. Сад с растениями в деревянных кадках с фигурной, затейливой стрижкой отвечает скорее формальному регулярному стилю, но все выполнено нарочито небрежно, словно наугад. Мощение из плитняка, либо - дощатые настилы. Для дорожек часто используется покрытие из щепы. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Контейнеры для растений - из терракоты, выкрашенной в белый цвет. МАФ: веранды, перголы, увитые цветущими лианами. Садовая мебель - традиционный гамак, складные кресла с плетеными спинками.
В парках, садах и лесопарках мы видим прежде всего существенное звено в системе связей человека с природным окружением. Город будущего, основы которого закладываются сейчас, должен быть не противопоставлен природной среде, а органично слит с нею. Сами границы между городом и его окружением теряют свою жесткость и однозначность, взаимопроникновение застройки и открытых озелененных пространств становится постепенно одним из важнейших принципов развития городов и и систем расселения. Крупнейшие города включают в свой состав большие лесные массивы, обширные водоемы, все богатство естественного ландшафта. Жителю города, чтобы удовлетворить свое стремление к природе, не обязательно покидать пределы города, важно обеспечить возможности для отдыха в естественной обстановке на лоне природы вблизи жилья, мест работы и учебы. Однако условия развития городов, их ландшафтные характеристики, а также в местах и видах отдыха потребности различных групп городского населения чрезвычайно разнообразны. Не одинаковы они и в системах расселения, расположенных в тех или иных природно-климатических условиях. Какие же социально-демографические, градостроительные и экологические факторы должен иметь в виду ландшафтный архитектор, приступая к проектированию парков и других рекреационных объектов.
Главной целью ландшафтного проектирования является создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эстетическими и экологическими свойствами. В его основе лежит целенаправленное преобразование тех или иных природных ландшафтов. Поэтому вопросы их определения; классификации, структуры имеют для архитектуры не только теоретическое, но и важное практическое значение. Для того чтобы разумно совершенствовать среду обитания человека, воздействуя на тот или иной компонент ландшафта (почвы, растительность, воды, воздух, рельеф, геологическая основа), надо заранее и возможно точнее представить себе, в каком направлении будут меняться при этом и все другие его составляющие. Недостаточно оценивать ландшафтную ситуацию лишь с точки зрения пейзажных достоинств, приходится анализировать физико-географическую структуру местности. Эта структура во многих случаях имеет не меньшее значение для архитектора, чем природно-климатические данные, она зачастую определяет закономерности размещения объекта, его содержание, внешний вид, условия развития.
Развитие городского ландшафта радикально отличается от процессов развития природных ландшафтов ввиду особенно высокой значимости в нем искусственных, антропогенных факторов. Будучи связан, конечно, с исходной природной основой, климатическими и другими естественными условиями, городской ландшафт в то же время является и продуктом целенаправленной деятельности, результатом техногенного вмешательства. Он может рассматриваться и как произведение градостроительного и архитектурно-ландшафтного искусства, основанного на гармоническом единстве живой природы, инженерного творчества, архитектуры. Городской ландшафт должен удовлетворять общественным, культурным, функционально-бытовым требованиям населения, соответствовать его биологическим потребностям.
Пригодные территории в настоящее время почти полностью освоены, характеризуются тем или иным соотношением естественных и искусственных компонентов и могут рассматриваться в качестве объектов ландшафтного проектирования. Среди них на первом плане — места массовой рекреации населения.
В условиях быстрого роста городов, городских агломераций, хозяйственного освоения межселенных пригородных территорий особое значение приобретают различные формы охраны природы. В связи с этим можно говорить о существовании заповедных ландшафтови рекреационные ландшафты ограниченного хозяйственного использования.
Однако наличие различных охраняемых ландшафтов не означает, что остальные ландшафты не охраняются. Ученые-экологи и градостроители приходят в настоящее время к выводу о том, что все ландшафты должны быть охраняемыми, меняется лишь соотношение природоохранительной и природопреобразующей деятельности человека в них.
Можно с достаточным основанием предполагать, что развитие ландшафтной архитектуры идет по двум главным направлениям. Первое связано с овладением экологического метода проектирования при создании крупных парков и лесопарков, где в основном сохраняется комплекс исходных природных условий, где необходимые искусственные компоненты лишь дополняют их. Второе направление — формирование искусственного ландшафта в тех садах и парках, где городское окружение, большие рекреационные нагрузки или специфические формы отдыха, спорта, развлечений не позволяют базировать композицию на формах природного ландшафта. Этот второй путь находит широкое применение прежде всего при рекультивации нарушенных земель, в спортивных парках и гидропарках, в садах и скверах, «зажатых» застройкой и транспортными магистралями, при строительстве садов на крышах и т. д. Однако нельзя упускать из виду, что, с одной стороны, даже самый «пейзажный» парк является продуктом человеческой деятельности, а с другой — что основой любого парка или сада, решенного в «регулярном» плане, остаются те или иные элементы живой природы, хотя и в преобразованном виде.
В одних случаях он решает проблему использования этой среды для нужд человека с минимальным возможным вмешательством в нее. На другом полюсе находится создание «искусственной природы», т. е. формирование полностью новой среды открытых пространств, возникающей как итог архитектурного творчества. Обе тенденции в различном их сочетании прослеживаются на протяжении всей истории развития ландшафтного дизайна.