Тема 1.2. Влияние эколого-градостроительных, социальных, технико-экономических факторов на формирование ландшафтных комплексов. Современные приемы и тенденции проектирования.

Стили садово-паркового искусства и их особенности. Регулярный стиль; Пейзажный стиль; Японский сад; Модерн; Голландский сад; Колониальный стиль; Сельский стиль (кантри); Русский приусадебный стиль; Восточный стиль; Экологический стиль.

Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики малого сада. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения и даже форма садового оборудования. Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения.

Итальянский стиль. Итальянский стиль - это вариации на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными и прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, а вокруг него цветники или мощеная площадка. Клумбы и водоемы решены в формальном стиле (круг, овал, квадрат). Патио, приподнятое на несколько ступенек примыкающее к дому, является характерным элементом итальянского дворика. Деревья и кустарники в итальянских парках обычно стригут в форме куба или шара.

Японский сад.Основной принцип японского сада - ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке сравнительно ограниченными средствами. Изображение природы в уменьшенном виде, стремление создать впечатление пространственной глубины ведет к изменению пропорций естественного масштаба, к применению карликовых деревьев и скал. Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев. Виртуозное использование камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное разнообразие. Несколько камней и горсть песка или покрытый мхом камень или осколок скалы символизируют величие природы. Вода вводится в сад в виде озера, пруда, ручья или водопада, обогащая его композицию.

Модерн.Стиль модерн, отвечавший лишь в некоторых особенностях архитектуре начала века, отличался простотой линий и скульптурностью объемов. Образ сада соответствовал пониманию архитектуры дома как "машины для жилья. Простые ограждения. Мощение чаще всего из плит, выложенных в виде геометрических рисунков с чередованием светлых и темных тонов, возможны вставки из гальки. Мебель - классический модерн строгих линий, без украшений, из современных материалов - пластика и алюминия. Планировка сада чаще всего геометрическая.

Голландский сад.Голландский сад как будто сошел с картин старых мастеров, сохранив свои традиции. Центром его является хорошо ухоженный газон, по его периметру высаживается миксбордер из цветов и красивоцветущих и декоративно - лиственных кустарников. Вдоль забора - стриженая изгородь. Отличительной чертой голландского стиля является наличие атрибутов сельской жизни - маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

Колониальный стиль.Стиль чисто американский - законодателями стали первые американские колонисты. Основные материалы строительства - кирпич и доски используются и при оформлении сада. Сад с растениями в деревянных кадках с фигурной, затейливой стрижкой отвечает скорее формальному регулярному стилю, но все выполнено нарочито небрежно, словно наугад. Мощение из плитняка, либо - дощатые настилы. Для дорожек часто используется покрытие из щепы. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Контейнеры для растений - из терракоты, выкрашенной в белый цвет. МАФ: веранды, перголы, увитые цветущими лианами. Садовая мебель - традиционный гамак, складные кресла с плетеными спинками.

В парках, садах и лесопарках мы видим прежде всего существенное звено в системе связей человека с природным окружением. Город будущего, основы которого закладываются сейчас, должен быть не противопоставлен природной среде, а органично слит с нею. Сами границы между городом и его окружени­ем теряют свою жесткость и одно­значность, взаимопроникновение за­стройки и открытых озелененных про­странств становится постепенно одним из важнейших принципов развития городов и и систем расселения. Крупнейшие города включают в свой состав большие лесные массивы, обширные водоемы, все богатство естественного ландшафта. Жителю горо­да, чтобы удовлетворить свое стремление к природе, не обязательно покидать пределы города, важно обеспечить возможности для отдыха в естественной обстановке на лоне природы вблизи жилья, мест работы и учебы. Однако условия развития городов, их ландшафтные характеристики, а также в местах и видах отдыха потребности различных групп городского населения чрезвычайно разнообразны. Не одинако­вы они и в системах расселения, располо­женных в тех или иных природно-климатических условиях. Какие же социально-демографические, градостро­ительные и экологические факторы должен иметь в виду ландшафтный архитектор, приступая к проектирова­нию парков и других рекреационных объектов.

Главной целью ландшафтного про­ектирования является создание бла­гоприятной для человека простран­ственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эсте­тическими и экологическими свойствами. В его основе лежит целенаправленное преобразование тех или иных природных ландшафтов. Поэтому вопросы их определения; классификации, структуры имеют для архитектуры не только теоретическое, но и важное практическое значение. Для того чтобы разумно совершенствовать среду обитания чело­века, воздействуя на тот или иной компонент ландшафта (почвы, расти­тельность, воды, воздух, рельеф, геологи­ческая основа), надо заранее и возможно точнее представить себе, в каком направ­лении будут меняться при этом и все другие его составляющие. Недостаточно оценивать ландшафтную ситуацию лишь с точки зрения пейзажных достоинств, приходится анализировать физико-гео­графическую структуру местности. Эта структура во многих случаях имеет не меньшее значение для архитектора, чем природно-климатические данные, она зачастую определяет закономерности размещения объекта, его содержание, внешний вид, условия развития.

Развитие городского ландшафта ради­кально отличается от процессов развития природных ландшафтов ввиду особенно высокой значимости в нем искус­ственных, антропогенных факторов. Будучи связан, конечно, с исходной природной основой, климатическими и другими естественными условиями, городской ландшафт в то же время является и продуктом целенаправленной деятельности, результатом техногенного вмешательства. Он может рассматри­ваться и как произведение градострои­тельного и архитектурно-ландшафтного искусства, основанного на гармониче­ском единстве живой природы, инже­нерного творчества, архитектуры. Город­ской ландшафт должен удовлетворять общественным, культурным, функцио­нально-бытовым требованиям населения, соответствовать его биологическим по­требностям.

Пригодные территории в настоя­щее время почти полностью освоены, характеризуются тем или иным соотно­шением естественных и искусственных компонентов и могут рассматриваться в качестве объектов ландшафтного проектирования. Среди них на первом плане — места массовой рекреации насе­ления.

В условиях быстрого роста городов, городских агломераций, хозяйственного освоения межселенных пригородных территорий особое значение приобрета­ют различные формы охраны природы. В связи с этим можно говорить о существовании заповедных ландшафтови рекреационные ландшафты ограни­ченного хозяйственного использования.

Однако наличие различных охраняе­мых ландшафтов не означает, что остальные ландшафты не охраняются. Ученые-экологи и градостроители при­ходят в настоящее время к выводу о том, что все ландшафты должны быть охраняемыми, меняется лишь соотноше­ние природоохранительной и природопреобразующей деятельности человека в них.

Можно с достаточным основанием предполагать, что развитие ландшафтной архитектуры идет по двум главным направлениям. Первое связано с овладе­нием экологического метода проектиро­вания при создании крупных парков и лесопарков, где в основном сохраня­ется комплекс исходных природных условий, где необходимые искусственные компоненты лишь дополняют их. Второе направление — формирование искусст­венного ландшафта в тех садах и парках, где городское окружение, большие рекреационные нагрузки или специфиче­ские формы отдыха, спорта, развлечений не позволяют базировать композицию на формах природного ландшафта. Этот второй путь находит широкое примене­ние прежде всего при рекультивации нарушенных земель, в спортивных парках и гидропарках, в садах и скверах, «зажатых» застройкой и транспортными магистралями, при строительстве садов на крышах и т. д. Однако нельзя упускать из виду, что, с одной стороны, даже самый «пейзажный» парк является продуктом человеческой дея­тельности, а с другой — что основой любого парка или сада, решенного в «регулярном» плане, остаются те или иные элементы живой природы, хотя и в преобразованном виде.

В одних случаях он решает проблему использования этой среды для нужд человека с минимальным возможным вмешательством в нее. На другом полюсе находится создание «искусственной природы», т. е. формирование полностью новой среды открытых пространств, возникающей как итог архитектурного творчества. Обе тенденции в различном их сочетании прослеживаются на протяжении всей истории развития ландшафтного дизайна.