Французское Просвещение XVIII в.

Философия французского Просвещения — это особый этап в развитии новой европейской философии. Ее представители, среди которых самые благородные и выдающиеся умы эпохи (Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ш. Монтескье, П. Гольфах и др.), боролись против религиозных предрассудков, суеверий и схоластических методов мышления, а также стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, быт и политику путем распространения идей добра, справедливости и научных знаний. Далеко не случайно, что тема Разума становится ведущей темой в философии этого периода. В этой человеческой способности мыслители Просвещения усматривали основание для всех благотворных перемен как в жизни каждого индивидуума, так и в жизни всего общества. Конструктивно-критическое применение Разума должно послужить духовному, материальному и социально-политическому прогрессу. Естественные этика и право, в основе которых лежат принципы изначальной свободы и равенства всех людей, как и представления о позитивной религии, иначе — религии, не противоречащей Разуму, самой его способности постичь, принять и утвердить [c.76] что-либо в качестве реально и необходимо сущего («Поместить Веру в границы Разума. Все полезное и необходимое в религии должно быть легко усвоено и созвучно нашим знаниям»), основными формами которой стали деизм и материалистически трактуемый пантеизм («Бог, или природа, или материя».), — все это говорит о том, что в то время складывается своеобразный куль Разума, в общих чертах определявший весь культурный строй эпохи.

Установка Просвещения на разумность мирового порядка, убежденность в продуктивной силе знания и непреложности общественного прогресса в утверждении гуманных начал жизни сообщала ему устойчивый социальный и исторический оптимизм. Такой оптимизм был обусловлен умонастроением поднимающейся и крепнущей буржуазии с ее мирскими и практическими интересами. Само просветительское теоретическое и общественное движение находит объяснение в практическом характере тогдашней французской жизни, направленной на непосредственную действительность, земной мир, с его многочисленными проблемами. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики с ее чисто умозрительными и претендующими на завершенность, а значит неизбежно ограниченными системами знаний о мире. Факт, а не [c.77] отвлеченный принцип — вот что образует подлинную точку опоры в деятельности человеческой мысли. Поэтому Просвещение содействовало в первую очередь развитию любого рода практически ориентированного рационализма: в науке — развитию естествознания; в области морали и педагогики — идеям и идеалам гуманности и основанной на ней и отвечающей запросам времени системе воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и экономики — освобождению человека от несправедливых общественно-экономических уз, равенству всех людей перед законом.

В своих решениях проблемы человеческого существования и вопросах морали французские мыслители исходили из того, что человек есть прежде всего существо природное, а потому именно чувственные склонности рассматриваются ими как основное определение человеческого существа. В полемике с христианским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла в мире, философы просветители утверждали, что человек по своей природе добр (Руссо). Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствия и избегать страдания — такова [c.78] природная сущность человека, а все природное по определению хорошо. Только ущемление и искажение цивилизацией такого естественного начала в человеке приводит к злу и несправедливости.

 

Шарль Монтескье (1689-1755)

Шарль Луи Монтескье — французский философ, историк и правовед. Монтескье отказался от формалистического мышления о праве и пытался объяснить происхождение государства, законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных (климат, почва, размер территории и др.) и исторических (уровень культуры, связи с другими народами, традиции, нравственный облик народа и проч.) условий. Считал, что естественные законы представляют собой до-социальное явление, а потому стоят выше религии и государства. В след за Локком развивал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наилучшей государственной формой правления Монтескье считал конституционную монархию. Не являясь атеистом, в своих произведениях подвергал острой критике церковь и духовенство. Взгляды Монтескье оказали существенное влияние на [c.79] развитие либерализма, формирование государственного устройства современного парламентского типа.

Основные сочинения: «О духе законов», «Персидские письма», «Рассуждения о причинах величия и падения римлян».