Учение о природе. Стихийная диалектика

СТРЕЛА

ФЕМИСТИЙ. Парафраза к «Физике»: Если все покоится, говорит он, когда занимает равное самому себе пространство, а то, что летит, всегда занимает равное самому себе пространство, то летящая стрела по необходимости должна быть неподвижной.

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Летящая стрела покоится в полете, коль скоро все по необходи­мости либо движется, либо покоится, а движущееся всегда за­нимает равное себе пространство. Между тем то, что занимает равное себе пространство, не движется. Следовательно, она по­коится.

Аргумент Зенона, предварительно постулировав, что 1) всякое [тело], когда оно занимает равное себе пространство, либо движется, либо покоится; 2) ничто не движется в [отдельное] «теперь», 3) движущееся [тело] всегда находится в равном самому себе пространстве в каждое отдельное «теперь», – по-видимому, умозаключал так: летящая стрела в каждое «теперь» занимает равное себе пространство, а следовательно, и в течение всего времени [полета]. Но то, что в [данное] «теперь» занимает равное себе пространство, не движется, так как ничто не движется в [одно] «теперь». Но то, что не движется, покоится, так как все либо движется, либо покоится. Следовательно, летящая стрела, пока она летит, покоится в течение всего времени полета. (Там же. С. 310.) [с.22]

 

ГЕРАКЛИТ (VI – V вв. до н. э.)

Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий. (Фрагменты ранних греческих философов. С.217.)

Под залог огня все вещи, – и огонь (под залог) всех вещей, словно как (под залог) золота – имущество и (под залог) имущества – золото. (Там же. С. 223.)

Мудрость состоит в том, чтобы знать всё как одно... Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся – расходящееся, созвучное – несозвучное, из всего – одно, из одного – всё. (Там же. С. 199.)

Тайная гармония лучше явной. (Там же. С. 192)

Всё движется и течёт. (Там же. С. 210.)

Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть нечто смертное в том же состоянии по причине неудержимости и быстроты изменения: всё рассеивается и собирается, приходит и уходит... На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз – другие воды. (Там же. С. 209.)

Всё возникает в силу противоположности... Рождается космос из огня и снова дотла сгорает через определённые периоды времени, попеременно в течении совокупности вечности; происходит же это согласно судьбе... Та же из противоположностей, которая ведёт к возникновению космоса, называется войной и распрей, а та, что к сгоранию – согласием и миром... (Там же. С. 201)

Я определяю судьбу как разум, творящий все вещи через их бег – в противоположные стороны. (Там же. С. 201.)

Отец всех вещей – война, т.е. противоположность... Видишь смену тел и рождения, живущих за счёт смерти других, за счёт жизни других умирающих... огонь живёт за счёт смерти земли, воздух живёт за счёт смерти огня, вода живёт за счет смерти воздуха, земля – за счёт смерти воды... Видишь смену жизни и смерти, обновление Вселенной. (Там же. С. 205.)

Бессмертные смертны, смертные – бессмертны: живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают... холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается. (Там же. С. 214.)

Путь вверх–вниз один и тот же, путь туда–сюда один и тот же. (Там же. С.204.)

Еще есть знания об относительности всего, и впрямь: свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой... птицы моются пылью... ослы солому предпочли бы золоту... (Там же. С. 214.)