Двойная запись, ее сущность и значение

 

 

Способ регистрации хозяйственных операций на счетах учета посредством двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета. Двойная запись обусловлена экономической сущностью хозяйственных операций, вызывающих изменения в объектах учета.

Итак, двойная запись – это способ отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни с целью обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении.

Двойная запись:

· отражает изменения в составе хозяйственных средств или их источниках или одновременно в составе средств и их источниках в процессе совершения хозяйственных операций (по дебету одних и кредиту других взаимосвязанных счетов) в равной сумме;

· обеспечивает контроль движения хозяйственных средств и источниками их образования;

· дает возможность определить источник поступления и направления использования;

· позволяет проконтролировать экономическое содержание операций, их правомерность, а также отражение в балансе;

· позволяет выявить ошибки в счетных записях. Каждая сумма в результате хозяйственной операции отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот дебетовый всех счетов должен быть равен обороту кредитовому всех счетов. Отсутствие равенства свидетельствует о наличии ошибок в записях, требующих исправления.

С методом двойной записи связаны такие понятия, как «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка».

Корреспонденция счетов – это форма выражения взаимосвязи между счетами, возникающей при отражении в них обоих явлений, вызываемых хозяйственной операцией.

Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи, принято называть корреспондирующими счетами (например, счет 50 «Касса» может корреспондировать со счетом 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д.).

Для ведения учета необходимо правильно определить счета, затрагиваемые данной операцией. Процедура отражения на счетах суммы произведенной операции (на основании оправдательного документа) называется бухгалтерской проводкой(оформление корреспонденции счетов по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации).

Методика составления бухгалтерских проводок включает в себя четыре этапа. Рассмотрим их на примере конкретной хозяйственной операции:

Предприятие приобрело и оприходовало на склад материалы, полученные от поставщика.

I этап: Определяем, какие объекты учета участвуют в хозяйственной операции, и какие счета при этом затрагиваются.

По содержанию хозяйственной операции видно, что здесь принимают участие два объекта учета и два счета: счет 10 «Материалы» и счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

II этап: Устанавливаем как эти объекты учета связаны с балансом, то есть что они характеризуют: имущество (актив) или источники (пассив).

· счет 10 «Материалы» содержит сведения об имуществе предприятия, следовательно, это активный счет;

· счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» содержит сведения об источниках образования имущества, следовательно, это пассивный счет.

III этап:Определяем, как данная хозяйственная операция повлияет на валюту баланса, то есть определяем тип хозяйственной операции.

В результате приобретения материалов на активном счете 10 «Материалы» произошло увеличение суммы, а на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» увеличилась задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Итак, данная операция увеличивает актив баланса равно, как и пассив баланса – это III тип хозяйственных операций.

IV этап: Исходя из схемы записей на активном и пассивном счетах (рисунок 4.4) необходимо установить, какой из двух счетов по данной хозяйственной операции дебетуется, а какой кредитуется.

 

 
 

 

 


Рисунок 4.4 – Схема записей на счетах бухгалтерского учета

 

Более наглядно методика представлена ниже.

Этапы методики Объекты учета
I этап: определяем, какие объекты учета и счета учета затрагиваются в хозяйственной операции (Приложение 2) Материалы (10 счет) Расчеты с поставщиками (60 счет)
II этап: устанавливаем, как эти объекты учета связаны с балансом, то есть что они характеризуют: имущество (актив) или источники (пассив) Имущество (актив) Источник (пассив)
III этап: определяем, как данная хозяйственная операция повлияет на валюту баланса Увеличивается (+) Увеличивается (+)
IV этап: определяем какой из этих счетов дебетуется, а какой кредитуется Дт Кт

 

В целом бухгалтерская проводка имеет вид:

Дт счета 10 «Материалы»

Кт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Простая бухгалтерская проводка – это когда в хозяйственной операции затрагивается только два счета. Один дебетуется, а другой – кредитуется.

Например, поступили материалы от поставщика

Дт счета 10 «Материалы»

Кт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Сложная бухгалтерская проводка – это когда по дебету два и более счетов корреспондируются с кредитом одного счета, или наоборот.

Например, начислена заработная плата в сумме 12000 рублей, в том числе рабочим основного производства 5000 рублей, рабочим вспомогательного производства – 4000 рублей, персоналу цехов 2000 рублей, персоналу аппарата управления – 1000 рублей.