Методика TOGAF
Методика описания архитектуры TOGAF (сокращение от The Open Group Architecture Framework) была предложена некоммерческим объединением The Open Group, в которое входит ряд ведущих производителей информационных технологий, а также компаний из списка Fortune 1000. TOGAF позиционируется ее авторами не как некоторая эталонная модель, а как "средство для разработки архитектур информационных систем". Основное назначение – ускорить и облегчить процесс разработки архитектуры конкретной организации, обеспечивая при этом возможность будущего развития. В декабре 2003 года была опубликована версия 8.1 этой модели.
В состав модели TOGAF входят две основные компоненты:
- методика ADM (Architecture Development Method), определяющая процесс разработки архитектуры,
- Базовая Архитектура (Foundation Architecture). Она дополняется соответствующей базой данных ресурсов, включающей описания архитектурных принципов, примеров реализации, а также специализированный язык ADML.
В описании TOGAF добавлен специальный документ, поясняющий соответствие между понятиями TOGAF и моделью Захмана.
Общая структура TOGAF показана на рис. 7.
![]() |
Рис. 7. Структура TOGAF
Важно отметить, что TOGAF распространяется свободно и может быть использована бесплатно любой организацией для разработки внутренних проектов. Лицензируется только коммерческое использование.
В соответствии с методикой ADM, процесс разработки архитектуры включает следующие фазы:
· Подготовка: уточнение модели под особенности организации, определение принципов реализации проекта.
· Фаза A: определение границ проекта, разработка общего представления (Vision) архитектуры; утверждение плана работ и подхода руководством.
· Фаза B: разработка бизнес-архитектуры предприятия.
· Фаза C: разработка архитектуры данных и архитектуры приложений.
· Фаза D: разработка технологической архитектуры.
· Фаза E: проверка возможности реализации предложенных решений.
· Фаза F: планирование перехода к новой системе.
· Фаза G: формирование системы управления преобразованиями.
· Фаза H: управление изменением архитектуры.
Каждая фаза, в свою очередь разбивается на подпроцессы (этапы), отдельные работы и так далее. Например, фаза D включает следующие основные подпроцессы:
· Описание существующей технологической архитектуры.
o Обзор бизнес-архитектуры, архитектуры данных и приложений для определения начальных данных и необходимой степени детализации.
o Описание существующей системы с необходимой степенью детализации, которая выбирается для того, чтобы можно было выявить необходимые изменения при формировании целевой архитектуры. Формирование реестра используемых платформ программного и аппаратного обеспечения.
o Выявление и описание элементарных архитектурных блоков – кандидатов на использование в новой архитектуре. Фактически, речь идет о возможных архитектурных шаблонах.
o Разработка черновика технического отчета, резюмирующего основные результаты изучения существующего состояния и возможности использования типовых блоков.
o Направление черновика отчета на рецензирование, анализ комментариев и внесение, при необходимости, поправок.
· Формирование целевой технологической архитектуры.
o Описание существующей системы в терминах TOGAF.
o Определение перспектив (представлений) архитектуры.
o Формирование модели целевой архитектуры.
o Определение ИТ-служб (сервисов).
o Подтверждение учета бизнес-требований.
o Определение архитектуры и используемых блоков (шаблонов).
o Проведение анализа расхождений (gap analysis).
Для каждого такого подпроцесса определяются решаемые в его ходе задачи, входные и выходные документы. Важно отметить, что процесс предусматривает не обязательную, но возможную адаптацию самого метода к условиям конкретного предприятия, которая осуществляется на предварительной фазе. Это может быть вызвано как необходимостью учета других существующих стандартов предприятия, так и привлечением аутсорсинговых компаний к разработке архитектуры. Интересным примером может являться проект внедрения корпоративной ERP-системы. В этом случае необходимо определенное изменение порядка разработки – так, бизнес-архитектура в этом случае может определяться возможностями, поддерживаемыми в выбранном продукте, поэтому фазы B и С в данном случае будут выполняться не до, а после фазы D!
Процесс разработки не заканчивается после выбора оптимальной архитектуры и разработки плана миграции. Необходимыми элементами являются задачи, выполняемые на фазах G и H. В частности, для обеспечения практического принятия архитектуры в организации и успеха проекта обязательным является формирование Системы управления реализацией архитектуры (Implementation Governance). Так, фаза G предусматривает следующие задачи:
· Организация Совета по архитектуре, включающего представителей всех бизнес-подразделений и руководства. Этот Совет должен выполнять наблюдательную и координирующую роль.
· Разработка конкретной реализации достаточно полного набора Архитектурных принципов на основе существующего шаблона (см. ниже).
· Формирование Стратегии Соответствия Архитектуре, определяющей правила и рекомендации для оценки и выбора проектов в части их соответствия или несоответствия согласованной архитектуре, а также формальную процедуру проверки такого соответствия. Это похоже на жизненный цикл технологических стандартов германской архитектуры электронного правительства SAGA, и на правила использования стандартов: проект, который не полностью удовлетворяет всем обязательным стандартам, не может получить бюджетного финансирования.
Базовая Архитектура, в свою очередь, включает:
· набор наиболее общих служб и функций, объединенных в Техническую Эталонную Модель (Technical reference model – TRM);
· набор элементарных архитектурных элементов, которые используются как "строительные блоки" при построении конкретных решений;
· база данных стандартов (Standards Information Base).
Концепция использования Базовой архитектуры определяется в соответствии с иерархией архитектур (см рис. 7) входящих в общий континуум определений.
В этом смысле компонента Базовой Архитектуры, содержащая набор служб и стандартов, является некоторой абстрактной реализацией ИТ-системы в целом. Архитектура Общих Систем реализуется путем выбора и интеграции определенных служб для формирования выделенных блоков, которые могут (возможно, повторно или в различных комбинациях) использоваться в различных функциональных областях, таких как архитектура безопасности, сетевая архитектура и т.п.
Следующая степень детализации реализуется на уровне Отраслевой Архитектуры, которая добавляет специфичные для каждой индустрии модели данных, приложения, стандарты, бизнес-правила, а также, при необходимости, процедуры взаимодействия различных отраслевых систем между собой. Наконец, на последнем уровне Архитектуры Организации формируется архитектура ИТ-систем конкретного предприятия, учитывающая все его особенности, в том числе наличие унаследованных систем, планы и возможности реализации, организацию данных на физическом уровне и т.п.
![]() |
Рис. 8. Иерархия описаний архитектур
В состав Эталонной Модели, в свою очередь, входит система (таксономия) общих служб, включающая такие службы, как Обмен и преобразование данных, Управление данными, Поддержка интернационализации, Службы Каталогов и т.п.
Для всех используемых в архитектуре служб, наряду с функциональным назначением, необходимо определить и уровень качества реализации, то есть такие характеристики как управляемость, гибкость, гарантированность, удобство использования и т.п. При этом следует учитывать, что некоторые службы являются в этом плане взаимозависимыми. Например, для обеспечения заданного качества службы интернационализации могут потребоваться специализированные компоненты службы разработки программного обеспечения для создания и тестирования соответствующих программных продуктов.
Архитектурные принципы представляют собой как бы фундаментальные "аксиомы", которые используются в качестве "отправных точек" как для оценки существующей системы, так и для разработки отдельных архитектурных решений. Вообще говоря, архитектурные принципы являются подмножеством более общего понятия ИТ-принципов, которые определяют основные аспекты всей деятельности, связанной с применением информационных технологий. ИТ-принципы, в свою очередь, являются детализацией еще "более общих" принципов, определяющих деятельность предприятия в целом.
В состав набора принципов могут входить обоснования для формирования системы требований или критериев оценки тех или иных решений. Например, такой принцип, как "минимизация числа поставщиков программного обеспечения", может быть в дальнейшем конкретизирован в зависимости от особенностей предприятия, как требование "единой СУБД для всех критичных для бизнеса приложений" или же как "использование той же СУБД, что и уже применяемая". Архитектурные принципы могут также использоваться для обоснования значимости самого понятия Архитектуры и необходимости ее разработки для бизнеса предприятия, а также для выбора вариантов реализации этого процесса.
Принципы являются взаимозависимыми и должны применяться в целостном наборе. "Хороший" набор принципов должен удовлетворять таким естественным критериям, как доступность для понимания, точность формулировок, полнота, последовательность и стабильность (не нужно путать с неизменяемостью!) Обычно число принципов не превышает 20, чтобы не ограничивать гибкость архитектуры или чтобы избежать чисто формального определения принципов, которые неработоспособны на практике.
Примерный набор принципов может включать, в частности, следующие:
Таблица 2. Примеры принципов, используемых при создании архитектуры (TOGAF)
Название | Содержание |
Примат использования | Сформулированные принципы управления ИТ применимы для всех случаев и подразделений организации |
Максимальная польза | Решения в области ИТ принимаются исходя из максимума пользы для организации в целом |
Привлечение всех | Управление информацией есть дело каждого |
Непрерывность бизнеса | Деятельность предприятия должна обеспечиваться, несмотря на возможные помехи в работе ИТ |
Общее использование | Предпочтение должно отдаваться разработке или внедрению приложений, применимых в масштабах всего предприятия, а не отдельных его подразделений |
Соответствие законодательству | Управление ИТ не должно противоречить применяемому законодательству и принятым регламентам, однако это не есть препятствие к улучшению бизнес-процессов, влекущему за собой изменение этих регламентов |
Ответственность ИТ-службы | ИТ-служба является ответственным владельцем ИТ-ресурсов и исполнителем процессов для удовлетворения требований бизнеса |
Защита интеллектуальной собственности | Обеспечение защиты интеллектуальной собственности организации должно быть реализовано на уровне архитектуры, процессов эксплуатации и управления ИТ |
Данные являются активом | Данные в ИТ-системе предприятия имеют определенную ценность и должны соответственно управляться, быть общими и доступными для пользователей с учетом их прав доступа |
Обеспечение качества | Каждый элемент данных должен иметь ответственного за качество |
Общие метаданные | Метаданные должны быть едиными в рамках предприятия и доступными для всех пользователей |
Безопасность данных | Данные должны быть защищены от неавторизованного использования и распространения |
Технологическая независимость | Прикладное ПО не должно зависеть от специфичных моделей оборудования и системного ПО |
Простота использования | Приложения позволяют сконцентрироваться на выполнении бизнес-задач за счет единого интерфейса, минимизации специфики работы, интеграции систем, снижения вероятности неправильного использования |
Обоснованность и своевременность изменений | Изменения в информационной системе и приложениях производятся только в соответствии с запросами бизнеса, но в случае появления такой необходимости – в нужное время |
Взаимодействие | Компоненты программного и аппаратного обеспечения должны обеспечивать интеграцию между собой в соответствии с общими стандартами |
Минимизация разнообразия | Уменьшение числа различных вариантов применяемых платформ, продуктов и версий |
Более подробную информацию о TOGAF можно найти по адресу http://www.opengroup.org/togaf.