Воспитательная система общей заботы.

 

Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направ­ленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельно­сти, творчество.

При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятель­ности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллек­тива.

Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга. Ме­тодика коллективного воспитания строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. Однако впоследствии многие школы, напри­мер средняя школа № 825 г. Москвы (директор В. А. Караковский), средняя школа № 51 г. Рязани (директор О. Н. Маслюк), стали с успехом использовать ее и в процессе обучения.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело — ее главный методический инструмент, который складывается из со­вокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В организации коллективной творческой дея­тельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подго­товка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Одной из наиболее важных характеристик воспитательной си­стемы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Здесь главное — не органы само­управления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Каждый коллектив конкретной школы сам опре­деляет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть и такие, которые создаются для подготовки и проведения только одного дела. При этом их состав постоянно обновляется, а сами органы самоуправления достаточно гибки и подвижны.

Самоуправленческая деятельность может осуществляться в та­ких видах, как участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива; участие в работе педсовета; работа в постоянных и временных органах самоуправ­ления; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по школе, классу, спецпосту; деятельность советов классов; деятельность дежурных командиров; участие в работе лагерных сборов и др.

B данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, кон­ференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т.д. Это позволяет ученикам реализовать различные спо­собности. Кроме того, здесь создаются все условия для максималь­ного развития творческих способностей учителей, совершенство­вания их мастерства, расширения общего культурного

 

кругозора. Этому во многом способствует грамотная организация разнопла­новой методической работы.

Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забо­та) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требова­тельность).