Воспитательная система школ глобального образования.

Наибо­лее разработанными моделями глобального образования являют­ся модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локаль­ный аспекты, философское осмысление и конкретную реализа­цию. Отвечая насущным нуждам человечества на данном этапе развития, они рассматривают мир как единое целое, как огром­ную глобальную общину, существующую в виде системы взаимо­связей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования — это совокупность следующих измерений: формирование непред­взятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М.Бот­кина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательно­му предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспек­тов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение — это 'способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть со­бытия, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобре­тать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность — способность к сотрудничеству, диа­логу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми.

Достичь этого практически невозможно без специальных учеб­ной программы и учебных планов. Приоритеты учебных планов для начальной и средней школ, по У.Книпу, должны быть совер­шенно различными, но при этом обязательно дополнять друг друга. В начальной школе (в США и многих странах Запада время обуче­ния составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуаль­ных основ, а также базисным навыкам и умениям. К последним относят умения получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной Жизни и т.п.

К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь от­носит формирование мировоззрения, отличающегося широтой вос­приятия мира, специализацию и совершенствование базисных на­выков и умений на более высоком уровне. Восприятие мира мож­но сделать всеобъемлющим за счет изучения естественно-научных, математических, социальных систем, изучения различных культур и этических ценностей в русле общегуманитарных наук, Изучения насущных проблем человечества в контексте естествен-ных и социальных наук, а также собственно глобальных курсов, за счет видения мира в исторической перспективе при изучении истории, литературы и др.

 

Что же касается возможностей специализации на старшей сту­пени, то У. Клип предлагает глобально-ориентированные направ­ления специализации, не замыкающиеся в рамках изолированно­го предмета: иностранные языки; современные системы и техно­логии; страноведение; различные культуры, культурология, пред­полагающая изучение широкого спектра культур, в том числе не­привычных для западной цивилизации; перспективы в развитии мира; глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, и т.д. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созда­нию у обучающихся целостного представления о мире в конкрет­ной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации спо­собностей человека, его творческого плана, личностного роста. Таким образом, можно говорить о глубинном проникновении вос­питательной структуры в подструктуру дидактическую и о напол­ненности последней новым содержанием.