ЛЕКЦИЯ 8 (Черданцева И.В.).

ТЕМА: ЖИЗНЬ КАК КАТЕГОРИЯ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

  1. ЖИЗНЬ В ФИЛОСОФИИ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ (1833-1911).

 

Дильтей предлагает понимать жизнь как способ бытия человека в конкретной культурно-исторической реальности и также как способ бытия самой этой реальности. Разрабатывать категорию жизни Дильтей начинает, стремясь ответить на вопрос о том, чем должна являться философия. Дильтея не устраивает трактовка философии как абстрактной метафизической дисциплины, также он не согласен с позитивистским пониманием философии как методологии науки знания. От таких трактовок философского мировоззрения ускользает жизнь конкретного человека в ее полноте и целостности, во всем комплексе переживаний. И поэтому необходимо создавать новую философию – философию жизни.

Любому знанию человека о себе и мире всегда предшествует внутреннее переживание им внутреннего жизненного опыта. Человека всегда интересует то, что связано с его жизненным опытом. Жизнь человека всегда осуществляется в истории, и поэтому жизненный опыт всегда имеет исторический характер. Он формируется в человеке не только под влиянием его современников, он также идет из прошлого и условно можно сказать, что в реальном живом человеке представлены очень многие пласты исторически культурной жизни прошлого. При каких условиях история возможна как наука, связанная с жизненными перспективами? - в своей работе «Критика исторического разума» Дильтей пытается ответить на этот вопрос.

Дильтей считает, что история, изучающая жизненные переживания людей, обязательно является специфической наукой, не похожей на естественные науки. Поэтому Дильтей разводит науки о природе с науками о духе и говорит о том, что человеческая реальность может уловиться только во вторых.

И в науках о природе, и в науках о духе Дильтей выделяет опытные данные и теоретические закономерности. Однако и характер опытных данных, и характер теоретических построений имеют разные основания в науках о природе и науках о духе. Опытный факт в науках о природе существует в виде конкретного единичного явления. Обобщая связи между единичными явлениями, науки о природе выстраивают гипотезы и законы. В науках о духе опытные данные представлены другим образом: это так называемый внутренний опыт как «тотальность жизненно важных связей и значений, предшествующих любому новому переживанию». Чтобы понять явление душевной или исторической жизни, необходимо вычленить в ней какие-то единицы, которые были бы основой понимания. И, если в науках о природе, всеобщая закономерность создается человеком, то в науках о духе она изначально существует как весь жизненный опыт индивида.Дильтей говорит о существовании двух разных видов психологии: объяснительной и описательной. Объяснительная устроена по типу естественнонаучного знания, описательная - наук о духе. Дильтей разрабатывает методы описательной психологии и развивает так называемую триаду: переживание, выражение, понимание.

Переживание - всегда непосредственное действие, жизненное, а не познавательное состояние, включающее в себя весь комплекс различных проявлений внутренней жизни человека. Однако переживание всегда сопряжено с выражением себя и необходимо обращать внимание на средства этого выражения, включая в себя мимику, жесты, язык, знаки и т.д. Однако для того, чтобы переживание перешло на уровень познания, необходимо обратиться к пониманию.

Понимание – метод, не просто внутренняя интроспе кция понятия себя, но как понимание объективно выраженных переживаний. История в аспекте понимания, по Дильтею, является пониманием письменно зафиксированных жизненных переживаний.

Таким образом Дильтей, развивая концепцию жизни как способа бытия человека в истории, пытается разработать средства, позволяющие зафиксировать исторические процессы с позиции жизненных переживаний его субъектов.

 

 

для науки самопознание не есть интроспекция, а через выражение происходит переживание, понимание, осознание

герменевтика как наука о средствах выражения

понять себя через понять другого