Оформление результатов камеральных проверок

С

В

3. В п. 5 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплена норма, согласи»
которой лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотрет
представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если поел*
рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствш
пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершени:
налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах i
сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки i
порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

НК РФ (в ред., действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) н обязывал составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запреща этого. Арбитражные суды зачастую указывали на то, что отсутствие акт; камеральной проверки влечет недействительность результатов проверки.

4. Комплекс поправок, зафиксированных в п. п. 6 - 9 ст. 88 НК РФ (в ред
Закона N 137-ФЗ), разрешает давно назревшую проблему истребовани:
документов в рамках камеральной проверки.

Напомним, что ст. 88 НК РФ (в ред., действующей до вступления в сил; Закона N 137-ФЗ) фактически предоставляла налоговым органам прав» истребовать в ходе камеральной проверки неограниченное количеств» документов. Такая практика приобретала все большее распространение, поэтом; суды несколько "ограничивали" требования налоговых органов.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребоват документы, имеющие непосредственное отношение к ошибкам, обнаруженным ] представленных налогоплательщиком сведениях.

Если в требовании налогового органа о представлении документов н содержится четкого названия запрашиваемых документов, то такое требовани может быть признано судом недействительным при наличии налогоплательщика причин, вызвавших непредставление запрашиваемы: документов, или при нарушении им срока представления документов.

Заметим, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.05.2006 N 14873/0: пришел к выводу, что "НК РФ не ограничивает права налогового органа н истребование документов при проведении камеральной проверки тольк» случаями обнаружения ошибок и противоречий в уже представленны: налогоплательщиком документах. Законодательство о налогах и сбора: предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения

»

получать объяснения и документы, подтверждающие правильност: исчисления и своевременность уплаты налогов".

Минфин России в Письме от 24.08.2005 N 03-02-07/1-224 высказал свои позицию относительно представления налогоплательщиками документов пр] проведении камеральных проверок. Данное Письмо представляет интерес дл: налогоплательщиков, так как, в отличие от стандартных ответов Минфин, России, в нем содержится анализ арбитражной практики. Попробуем проследит логику финансового ведомства.

Опуская первые абзацы данного Письма, излагающие положения ст. ст. 87 89, 93 НК РФ, обратим внимание на следующие выводы.

"Анализ норм, предусмотренных статьей 93 НК РФ, в системной связи с< статьями 87, 88, 89 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что налоговые органь вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые дл: проверки документы как при камеральной, так и при выездной налогово] проверке (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2003 п< делу N АЗЗ-2644/03-СЗ-Ф02-2778/03-С1).

Следует отметить, что в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа О'01.09.2004 N Ф04-5939/2004(А27-4102-6) указано, что налогово законодательство не ограничивает право налогового органа при проведенш камеральной проверки истребовать у налогоплательщика только документы обязанность представления которых прямо установлена нормами налоговой законодательства.

Как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.06.200: N А66-12948/2004, первичные документы, истребованные при проведени] камеральных проверок, являются документами, которые могут подтвердит правильность исчисления и своевременность уплаты налога, и их истребовани для проверки не нарушает права и экономические интересы налогоплательщиков

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет осуществляется в целя: формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целе]


налогообложения


хозяйственных


операций,


осуществленны:


налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а такж* обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля з; правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплать в бюджет налога.

Учитывая вышеизложенное, налоговым органом при проведенш камеральной налоговой проверки могут быть истребованы первичные документь для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также документы подтверждающие данные налогового учета".

Таким образом, ситуация с истребованием документов в рамка: камеральных налоговых проверок давно требовала разрешения. Эти поправю нашли отражение в п. п. 6 - 9 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ).

В п. 7 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) сформулировано обще* правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверю налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительны сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или есл] представление таких документов вместе с налоговой декларацией н предусмотрено НК РФ.

В то же время в п. п. 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ закреплены исключения из общего правила. Так, истребование документе] допускается в следующих случаях:

1) при проведении камеральных проверок налоговые органы вправ*
истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы
документы, подтверждающие их право на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НТ
РФ);

2) при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право н возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщик; документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерност применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ);

3) при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанны? с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помим» документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщик; иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (п.! ст. 88 НК РФ).

Таким образом, новая редакция ст. 88 НК РФ существенно ограничивав права налоговых органов на истребование первичных документов.

 

 

Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Н1

РФ) если при проведении камеральной налоговой проверки выявлен* ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями содержащимися в представленных документах, то об этом сообщаете: налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления ] установленный срок.

Если в результате проведенной проверки возникает необходимост произвести доплату по налогам, то налоговый орган выносит об этом решение 1 направляет налогоплательщику соответствующее требование об уплате суммь налога и пени. НК РФ не регламентирован срок вынесения решения п< результатам камеральной налоговой проверки, поэтому логично буде предположить, что такое решение должно быть вынесено в предела: трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной налогово]' проверки.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что пеня не является штpaфнoi санкцией за налоговое правонарушение и уплачивается она независимо о применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах ] сборах.

«Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должнь выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в то? числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению установленными законодательством о налогах и сборах сроки».(пункт 1 ст. 7: НК РФ).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или поел* уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налог, признается направленное налогоплательщику письменное извещение < неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленньп срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии а статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового орган по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему

десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Требование направляется налогоплательщику только при наличии у неп недоимки.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

- о сумме задолженности по налогу;

- размере пеней, начисленных на момент направления требования;

- сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах 1 сборах;

- сроке исполнения требования;

- меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности п< уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требовани: налогоплательщиком;

- об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона < налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатит налог.

Требование направляется налогоплательщику по месту его учета, вручаете: руководителю (законному или уполномоченному представителю) организацш или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дат; получения этого требования.

В случае уклонения налогоплательщика от получения требования, указанно* требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплат налога считается полученным по истечении шести дней с даты направлена заказного письма.

Форма требования утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 2' августа 2002 года №БГ-3-29/465 «О совершенствовании работы налоговы: органов по применению мер принудительного взыскания налогово) задолженности».

В случае если в результате камеральной проверки выявлены нарушена налогового законодательства, начинается производство по делу о налогово!^