Информационные продукты и услуги

База знаний - семантическая модель, описывающая предметную область и позволяющая отвечать на такие вопросы из этой предметной области, ответы на которые в явном виде не присутствуют в базе. База знаний является основным компонентом интеллектуальных и экспертных систем.

Программа - согласно ГОСТ 19781-90 - данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма.

Программа - последовательность машинных команд, предназначенная для достижения конкретного результата.

Проект – результат исследования структуры и взаимосвязи элементов разрабатываемой системы, содержащий достаточное количество информации для реализации системы. Различают проектирование архитектуры системы и детальное проектирование программных модулей.

База знаний – совокупность формализованных знаний об определенной предметной области, представленных в виде фактов и правил;

Особо следует отметить, что не все сообщенные знания, в частности посредством книг, газет, радио- и телепередач, патентов и т.п., выступают как ИР. Появляется новая проблема — информативность сообщений. Книги, патентные описания и другие сообщения еще должны найти своих потребителей. Из них еще должна быть изв­лечена информация. Перед человечеством стоит громадная по своей важности и сложности задача: извлечь максимум информации из накопленных за всю историю сообщений и превратить ее в активно функционирующий ресурс. Речь идет о превращении книжных описаний и других «рассеянных» знаний в алгоритмы и программы, о структуризации знаний. Это — часть работ по формированию ИР.

 

Информационные ресурсы являются базой для создания информацион­ных продуктов.

Определение: Информационный продукт (ИП)- документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.(Информационный продуктдолжен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, книг, программ, баз и банков данных ит.д.)

Из данного определения следует, что информационный продукт это информация, которая подготовлена (подобрана, проанализирована) для конкретного пользователя. ИП всегда результат труда, порождение или следствие обработки информационного ресурса.

Главным отличием информационного продукта от информационного ресурса является подготовленность (или неподготовленность) информации для конкретного потребителя.

Следует также иметь в виду, что определение информационного продукта в конкретных информационных отношениях зависит от стадии обработки информации каким-либо лицом. Речь идет фактически о том, что одна и та же документированная информация в рамках различных отношений может являться и информационным ресурсом и информационным продуктом. Например, заметка в газете является для аналитика информационным ресурсом, а то, что у него получится на основе полноценного анализа, созданное им, обработанное – уже информационный продукт. В то же время журналист, писавший заметку, пользовался другими информационными ресурсами, а заметка, опубликованная в средстве массовой информации, стала результатом его творческой деятельности, т.е. информационным продуктом.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Определение: Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Определение: Информационная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации(Закон РБ «Об информации …»)

Современные информационные технологии, основанные на применении ПК, коммуникаций и программ, способствовали появлению нового вида услуг – электронных услуг. Определение: Электронная услуга – информационная услуга, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники; (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 9 августа 2010 г. № 1174 О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года)Новые информационные технологии коммерческого распространения информации, широко применяемые в настоящее время, в отличие от традиционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т. п .). Эти средства позволяют пользователю не просто визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.