Армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха (1989-1994 гг.);

Января 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев принял решение о создании Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), в состав которого вошли Ставропольский Край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. Полномочным представителем президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе был назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Геннадьевич Хлопонин.

Согласно "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" сущностью внутренней геополитики России продолжает оставаться - сохранение и укрепление территориальной целостности государства, его суверенитета, отражение внешних и внутренних угроз политической безопасности страны.

Важнейшими задачами обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации применительно к Северо-Кавказскому региону сегодня являются:

1. стабилизация в кратчайшие сроки военно-политической обстановки на Северном Кавказе, превращение этого неспокойного региона Российской Федерации в зону мира, реальной безопасности, социально-экономического благополучия и развития.

2. укрепление её международного авторитета и внешнеполитических позиций. Необходимо совершенно четкое и ответственное понимание того, что от состояния безопасности на Северном Кавказе зависит будущее всей нашей страны, целостность ее территории и безопасность граждан, а также состояние отношений России с внешним миром.

Концентрацией на северокавказском направлении необходимых административно-политических, материальных, интеллектуальных и силовых ресурсов руководство Российской Федерации намерено:

1. поставить заслон на пути сползания Северного Кавказа к ситуации перманентного военно-политического кризиса, войны всех против всех, острых межнациональных и межклановых противоречий и конфликтов.

2. заблокировать и пресечь продолжающееся вмешательство во внутренние дела нашего государства из-за рубежа – в первую очередь со стороны стран Запада и их главного сателлита и стратегического подрядчика на Кавказе – Грузии.

3. нейтрализовать угрожающую национальным интересам и безопасности России деятельность на Кавказе экстремистских мусульманских движений ряда мусульманских государств Среднего и Ближнего Востока и созданную ими здесь диверсионно-террористической сеть.

 

Любые проблемы Северного Кавказа должны рассматриваться в общем стратегическом контексте нынешнего состояния и перспектив развития обстановки во всем Кавказском регионе и вокруг него. Так, при всем том негативном влиянии на обстановку в регионе внутренних факторов, которые мы сегодня отмечаем на Северном Кавказе, главные угрозы национальным интересам и безопасности России на Кавказе все же исходят от США, Евросоюза и НАТО и их региональных союзников.

Справедливость этого утверждения подтверждается хотя бы тем, что без политической, финансовой и военной поддержки Запада ни режим Саакашвили в Грузии, ни ряд других стран, втянутых в поддержку антироссийских сил на Кавказе, не смогли бы долго находиться на своих нынешних военно-политических позициях и давно бы сдали их.

На протяжении последних двух десятилетий военная политика США, Евросоюза и НАТО на Балканах, в странах Восточной Европы, на Ближнем и Среднем Востоке, а также на севере Африки и на Кавказе подтверждает, что одной из ее главных стратегических целей является создание своего рода дуги военного присутствия и контроля Западом стратегически важных районов и направлений, блокирующих Россию на всем протяжении ее южных границ и границ бывшего СССР от Черного моря и до Китая. Этой цели служат размещение на долговременной основе вооруженных сил США на Балканах (Косово) и на Аравийском полуострове (Катар), планы развертывания средств стратегической системы ПРО США в Румынии и в зоне Персидского залива, военное присутствие США и НАТО в Ираке и Афганистане, а также вся стратегия США в отношении Ирана, Сирии и других неугодных режимов в этой зоне мира.

Кавказу, непосредственно примыкающему к российской территории, в этой стратегии отводится особое место. Сегодня здесь наблюдается прямо-таки лихорадочная активность США, стран Евросоюза, Израиля и Турции:

1. по восстановлению и наращиванию военного потенциала Грузии,

2. подготовке вооруженных сил Азербайджана.

3. не закрыта и тема включения в состав НАТО государств Южного Кавказа, в первую очередь Грузии.

Короче говоря, какие бы приятные беседы ни велись между российским руководством и западными лидерами, как бы западные лидеры ни похлопывали «по-дружески» российских руководителей и политиков, какие бы инициативы «перезагрузки» российско-американских отношений ни выдвигались американской администрацией, на какие бы то ни было уступки Западу ни шла Россия, результат будет один и тот же: Запад будет действовать, исходя из собственных интересов и настойчиво пробиваться к своей цели.

Северный Кавказ - это сложная система отношений между народами и государствами. Происходящие здесь процессы тысячами невидимых нитей связывают регион со всем миром:

1. Кавказ– это не только естественный географический рубеж между Европой, Азией и Ближневосточным регионом, составная часть древнейшей транспортной артерии (Малый шелковый путь, Дорога пряностей и благовоний), связывающей два континента, но и источник стратегических природных энергетических ресурсов – нефти и газа.

2. Кавказ - это стык двух цивилизаций – западной (христианской) и восточной (мусульманской), двух мировых идеологий, декларирующих различные духовные ценности и свой миропорядок.

Так как в новых геополитических условиях XXI века основным мотивом реализуемого Западом передела мира является установление им контроля над природными ресурсами, стратегическими территориями, а также наземными и морскими коммуникациями и маршрутами, главной стратегической целью и задачей крупных мировых западных держав по-прежнему остается дальнейшее ослабление и расчленение России любыми доступными им средствами.

Общие задачи российских «друзей» и «стратегических партнеров» - так их часто называет российская сторона - уронить престиж России как сильного и самодостаточного государства, поколебать ее уверенность в собственных силах, нанести непоправимый ущерб ее имиджу в мировом сообществе, превратить Россию в сырьевой придаток развитых стран мира. Разумеется, что вся эта стратегия направлена на усиление собственного влияния на процессы, происходящие в регионе, и получение при этом экономических и политических дивидендов, а в итоге – серьезного стратегического превосходства над Россией.

Но всю нестабильность в северокавказском регионе не следует списывать только на влияние внешних факторов. Серьезное воздействие на ситуацию как в России в целом, так и в этом регионе оказывают наши внутренние факторы, такие как:

1. социальная несправедливость,

2. безразличие местных властей к нуждам простых людей,

3. чудовищная коррупция в органах федеральной и региональной власти,

4. отсутствие у многих людей видения перспектив развития и надежд на достойную жизнь.

5. Нарастает острая конкуренция внутри северокавказских народов за доступ к жизненным ресурсам.

6. Особую угрозу представляют политизация и идеологизация происходящих на Северном Кавказе общественных настроений и процессов, в которых исключительно большую роль стали играть представители и организации экстремистских направлений в современном исламе.

В течение последних двух десятилетий на Кавказе произошло семь вооруженных конфликтов, последствия которых до сих пор оказывают негативное влияние на общее состояние военно-политической обстановки в этом регионе и на ряде российских территорий. Это (в хронологическом порядке):