Судоходные пути

Под судоходным путем принято понимать водный путь, по которому возможны безопасное движение судов, судовых составов и буксировка плотов в обоих направлениях.

Судоходные водные пути подразделяются на естественные и искусственные, на пути с гарантированными габаритами и без них, на пути с освещаемой и неосвещаемой обстановкой.

Под термином "морской путь" понимают водное пространство морей и океанов, включая естественные проливы и искусственные каналы. Особен­ность морских путей в том, что они не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии. Однако это не относится к каналам и акваториям портов.

Для судоходства пригодно не все водное пространство реки, озера или водохранилища. Это объясняется наличием мелей и других навигационных опасностей, препятствующих плаванию судов. Для безопасного плавания необходимо, чтобы глубина на используемой для судоходства части про­странства водного пути была больше осадки плавающих судов, а ширина достаточной для маневрирования судов и составов. Радиусы поворотов должны, быть не менее тройной длины наибольшего состава, плавающего по данному пути, чтобы суда в местах поворота не выходили за пределы ширины.

Положение судового хода на водной поверхности обозначают бе­реговыми и плавучими навигационными знаками. Комплекс береговых и плавучих навигационных знаков, указывающий судоводителям положение судового хода, называется навигационным оборудованием водного пути.

Береговые знаки устанавливаются на берегах рек, водохранилищ и озер, устанавливаются на воде и удерживаются на нужном (штатном) месте с помощью якорей.

Для обеспечения безопасного плавания и правильной эксплуатации судоходных путей по каждому из них должны быть составлены и по мере изменения судовых ходов корректироваться и переиздаваться:

· лоцманская карта с нанесенным на нее судовым ходом и лоция, содер­жащая описание особенностей судоходства на данном водном пути;

· маршрутник, содержащий перечень всех характерных пунктов, расположенных в пределах судоходного участка (населенные

· пункты, перекаты, пороги, острова, воложки, убежища и т. п.) с указанием расстояния между этими пунктами по судовому ходу;

· атлас волнения на судоходных трассах и акваториях водохранилищ и озер в зависимости от направления и силы ветра.

Каждое самоходное судно, плавающее по данному водному пути, должно иметь все указанные документы.

Основными эксплуатационными характеристиками судоходного пути являются:

· сроки и длительность физической навигации;

· габариты судового хода;

· средние скорости течения;

· ветроволновой режим водохранилищ и озер;

· пропускная способность пути.

Период времени, в течение которого осуществляется движение судов, называется навигацией.

Длительность физической навигации на рассматриваемом судоходном участке охватывает период с момента очищения реки ото льда весной до момента появления ледостава осенью. Эта длительность навигации различ­на по отдельным судоходным участкам водного пути и значительно колеб­лется по годам. Поэтому длительность физической навигации устанавлива­ется по каждому характерному судоходному участку: озеро, водохранили­ще, канал и свободный участок реки.

Судоходная обстановка предназначена для обеспечения на внутренних водных путях безопасного и беспрепятственного плавания судов, судовых и плотовых составов. Знаки судоходной обстановки бывают береговые и пла­вучие. Они указывают направление, границы и габариты судового хода, границы акваторий портов, пристаней и рейдов, места свальных течений, начало и конец однопутных участков и возможность движения по ним в том или ином направлении, судоходные пролеты мостов, подводные и надвод­ные переходы и места, где суда должны подавать сигналы. Специальными знаками судоходной обстановки регулируется движение судов, судовых и плотовых составов через судопропускные сооружения.

Судоходная обстановка - совокупность разных береговых и плавучих знаков навигационного ограждения судовых ходов, предназначенных для обеспечения безопасного, бесперебойного плавания по внутренним водным путям судов, судовых и плотовых составов.

В зависимости от требований судоходства обстановка может быть раз­личной, и по характеру действия она подразделяется на освещаемую и неосвещаемую.

Положение судового хода на водной поверхности обозначают бе­реговыми и плавучими навигационными знаками. Комплекс береговых и плавучих навигационных знаков, указывающий судоводителям положение судового хода, называется навигационным оборудованием водного пути.

Береговые знаки устанавливаются на берегах рек, водохранилищ и озер, плавучие устанавливаются на воде и удерживаются на нужном (штатном) месте с помощью якорей.

Применяют две группы береговых знаков:

· к первой из них относятся береговые знаки, обозначающие положение судового хода;

· ко второй - информационные знаки, необходимые для информации су­доводителей об особенностях водного пути (например, об одностороннем движении судов на данном участке, об ограничении скорости хода и др.).

Береговые знаки надежны, поэтому их в составе навигационного обору­дования принято считать основными. Плавучие знаки менее надежны (мо­гут быть повреждены судами и плотами или снесены с мест установки пла­вающими льдинами, остатками растительности и отдельными деревьями, которыми засоряется поверхность реки в половодье и при прохождении па­водковых вод), поэтому их считают вспомогательными.

Обычно навигационное оборудование водного пути состоит из берего­вых и плавучих знаков, причем соотношение между количеством тех и дру­гих зависит от конкретных местных условий.

Для того чтобы навигационные знаки были видны днем, они имеют сиг­нальные щиты или объемные фигуры определенной формы и окраски.

На водных путях, где суда плавают не только днем, но и ночью, на зна­ках зажигают сигнальные огни. Такие знаки называют светящими. Каждо­му типу знака присвоен определенный цвет сигнального огня и характер (режим) горения, определяющий последовательность и длительность его вспышек и затемнений.

Насыщенность пути навигационными знаками зависит от интенсивности перевозок. Чем больше объем перевозок, тем обычно больше на данном участке пути навигационных знаков.

Инструкция по содержанию навигационного оборудования предусмат­ривает деление водных путей в зависимости от интенсивности перевозок на:

I группа - пути с интенсивным судоходством или сплавом леса в плотах, по которым ежесуточно в обоих направлениях проходят 30 и более судовых или пять и более плотовых составов. На путях этой группы устанавливают светящие навигационные знаки наиболее на­дежных конструкций;

II группа - пути, по которым в сутки в обоих направлениях проходят до 30 судовых или до пяти плотовых составов. Навигационные знаки на этих путях светящие;

группа - пути, по которым в сутки в обоих направлениях проходит до пяти судовых составов, а также пути, по которым осуществляется нерегу­лярный сплав леса в плотах. Устанавливаемые здесь знаки также светящие;

IV группа - пути, где интенсивность перевозок невелика, но в ноч­ное время регулярно проходит 1-2 судна. Навигационные знаки на этих путях оборудованы световозвращающими покрытиями;

V группа - пути, где судоходство ограничивается единицами прохо­дящих в дневное время судов. Навигационные знаки - несветящие.

Из приведенного деления видно, что пути I-IV групп предназначены для круглосуточного движения флота, так как на них обеспечивается и дневная, и ночная видимость навигационных знаков. Пути V группы предназначены для движения флота только в светлое время су­ток.

В последние годы в открытой части водохранилищ Единой глубоководной системы европейской части СНГ все большее распространение находят так назы­ваемые русловые маяки. Основание та­ких маяков - каменная наброска, насыпной грунт, а также сваи из железобетона или стальных труб большого диаметра.

На семафорных мачтах вывешивают два типа фигур - треугольного и прямоугольного силуэта. Первый тип фигур имеет вид конуса, второй - ци­линдра. Ночью конусу соответствует красный постоянный огонь, цилиндру зеленый постоянный огонь.

При этом на мачте обязательно должны быть вывешены одна под другой две фигуры. Если вверху вывешен цилиндр, а под ним конус, то это означа­ет, что ход открыт для судов, идущих сверху. Ночью в данном случае вы­вешивают два фонаря: верхний - с зеленым постоянным огнем, нижний - с красным постоянным огнем.

Если ход открыт для судов, идущих снизу, фигуры меняются местами (внизу цилиндр или зеленый постоянный огонь, а вверху конус или красный постоянный огонь).

Когда движение судов по участку запрещено, на семафорной мачте вы­вешивают один под другим два конуса, ночью - два красных постоянных огня.

На сигнальных мачтах вывешивают несколько типов фигур. Для обозна­чения глубин служат прямоугольная фигура, большой и малый шары. Пря­моугольная фигура состоит из двух соединенных крестообразно (ребром) прямоугольных щитов. Она окрашивается в черный или белый цвет в зави­симости от фона. Шары состоят из двух соединенных крестообразно дис­ков.

Прямоугольная фигура обозначает глубину 100 см, большой шар - 20 см, малый шар - 5 см.

Если глубина превышает в 1,25 раза наибольшую осадку плавающих по данному участку судов, то вместо перечисленных фигур на мачте вывеши­вают одну крестообразную фигуру черного или белого цвета.

Для указания ширины судового хода служат ромбовидная фигура и те же большой и малый шары. Ромбовидная фигура состоит из двух щитов, имеющих форму ромба, соединенных крестообразно по большой диагонали. Она окрашивается в черный или белый цвет и обозначает ширину 50 м. Большой шар обозначает ширину 20 м, а малый - 5 м.

На плавучие знаки всех типов и типоразмеров разработана подробная техническая документация.

Плавучие знаки, сделанные из дерева, принято называть бакенами, а изготовленные из металла или пластмассы - буями. Это деление является ус­ловным и употребляется по традиции.

Надстройку треугольного силуэта делают в виде пирамиды: три бруска прикрепляют наклонно к штырю (головке) бакена, вторые их концы разво­дят в стороны, образуя ребра пирамиды. Бруски с трех сторон обшивают рейками с небольшими (1,5-2 см) просветами между ними. Для размещения электрических источников питания внутри пирамиды устраивают полку, а в обшивке одной из сторон делают дверку. Светосигнальный прибор надева­ют на штырь бакена.

Круглая силуэтная фигура образуется из двух решетчатых дисков, со­единенных крест-накрест. Диски собирают из реек и прибивают к стойке, верхний конец которой является штырем бакена.

Просветы между рейками 1,5-2 см. Для прочности бакена от его вершины к углам плотика делают проволочные растяжки.

Обслуживание металлических плавучих знаков требует больших затрат физического труда при транспортировке и постановке на штатные места. Значительно облегчить эти рабо­ты можно, применив вместо ме­таллических буев композитные металлопластмассовые. Они имеют надстройку из стеклопластика, а плавучее осно­вание металлическое, заполнен­ное для непотопляемости пенополистиролом.

Место поворота судового хода обозначает­ся поворотными бакенами или буями, кото­рым также присвоены определенная окраска и огни.

Плавучие вехи применяют в качестве са­мостоятельного обстановочного знака, глав­ным образом на водных путях с неосвещаемой обстановкой. Кроме того, их ставят в качестве контрольного знака у каждого бакена и буя. Верхняя часть вехи окрашивается красным или белым цветом в зависимости от кромки судового хода, на которой они стоят. К верх­нему концу вехи правой кромки прикрепляет­ся надставка шарообразной или конусной формы, раструбом вверх.