Механизмы общения
Перцепция
Этнометодология
Основные западные концепции взаимодействия
Теория обмена. Дж. Хоуманс.
1. Чем больше вознаграждается поведение, тем чаще оно повторяется.
2. Если в какой-то ситуации следует вознаграждение, человек стремиться вновь и вновь воссоздавать эту ситуацию.
3. Если вознаграждение велико, человек может преодолеть большие препятствия на пути к достижению своей цели.
4. Если потребности человека в основном удовлетворены, то он будет прилагать меньше усилий в направлении данной деятельности.
Символический интеракционизм. (Дж. Мид, Г. Блумер)
Человек реагирует не на действие другого, а на его интерпретацию. Выделяют ненамеренные (моргание) и значимые жесты. Значимые жесты мы интерпретируем.
Х. Гарфинкель. Мы всегда действуем по каким-то написанным правилам.
В чистом виде ее не бывает, всегда идет примесь когнитивных процессов.
1. Процесс категоризации. Отнесение человека к той или иной категории людей.
2. Стереотипизация – приписывание человеку характеристик, свойств и личностных черт, исходя из категории, к которой он относится (или был отнесен).
В.Н. Панферов выделил ряд стереотипов:
1. Эмоционально – эстетические (тучные люди добрее худых)
2. Профессиональные (военные – точные, аккуратные и ответственные люди)
3. Национальные (южане эмоциональнее северян)
1. Идентификация – отождествление себя с партнером по общению («будь ты на моем месте…»).
2. Эмпатия – способность переживать те чувства, что свойственны партнеру по общению.
3. Рефлексия – способность взглянуть на себя глазами партнера по общению.
4. Хало-эффект – мы наделяем человека качествами, соответствующими одно другому. Одно и то же действие приобретает разную окраску за счет восприятия человека сквозь призму первого впечатления или репутации.
5. Эффект снисходительности. Когда некое лицо с высоким социальным статусом завышает оценку начинающего, дает аванс.
6. Экспектация – ожидание чего-то от кого-то.
7. Фасциация – завораживание – средства для привлечения внимания партнера.
8. Установка.