ПЛАН №8
ЛИТЕРАТУРА
Обязательные вопросы
РЕФЕРАТЫ
1. Анализ безработицы в РБ (развёрнутый анализ причин, видов, структуры безработицы (динамика численности безработных по возрасту, уровню образования, причинам увольнений, продолжительности безработицы, профессионально-квалификационному составу безработных и др.)).
2. Исследование структуры занятости в РБ (по отраслям, квалификации, уровню образования и др.).
3. Анализ социальной политики белорусского государства в сфере занятости, перспективы её развития.
4. Неполная занятость и формы ее проявления в Беларуси.
1. Оказывает ли безработица позитивное влияние на экономику?
2. Является ли фрикционная безработица неизбежной в условиях рыночной экономики?
3. Имеет ли место дискриминация в сфере занятости в Беларуси?
4. Почему бы пособию по безработице не быть в среднем равным последней перед увольнением заработной плате человека, чтобы люди не страдали от того, что стали безработными?
5. Какие слои общества наиболее страдают от безработицы?
6. Есть ли смысл в том, чтобы снизить естественную норму безработицы до нуля с тем, чтобы люди, которые хотят работать, могли получить и действительно получали работу немедленно?
7. От каких факторов зависит естественный уровень безработицы?
8. Почему часто трудно провести грань между фрикционной, структурной и циклической безработицей?
9. Почему безработица представляет собой экономическую проблему? Каковы негативные экономические и неэкономические последствия безработицы?
10. Определите, как нижеследующие изменения могут отрицательно повлиять на естественный уровень безработицы:
а) понижение минимального возраста, с которого разрешено брать молодежь на работу;
б) повышение минимальной заработной платы на 20 %;
в) организация государственной компьютеризированной системы обеспечения информацией, касающейся наличия свободных рабочих мест;
г) снижение пособия по безработице;
д) программа долевого участия в прибылях для всех работников;
е) новое законодательство, укрепляющее позиции профсоюзов, когда речь идет об их участии в переговорах с руководством;
ж) законы, обеспечивающие рабочим, уволенным с прежнего места работы из-за структурных изменений в экономике, переподготовку.
11. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:
- занятые (З);
- безработные (Б);
- не включаемые в состав рабочей силы (Н):
а) работник, уволенный по собственному желанию;
б) работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня;
в) учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать;
г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски;
д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;
е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения;
ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей;
з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.
12. В чем отличия двух теорий занятости – классической и кейнсианской?
13. Каким образом в классической теории занятости объясняется возможность отсутствия безработицы?
ЗАДАЧА 1.Номинальный ВНП в 1995 году составил 1200 млрд. долл. Естественный уровень безработицы составил в этом же году 5%. Фактический уровень безработицы составил 9%. Каков объем потенциального ВНП в 1995 году? Каковы потери ВНП в результате циклической безработицы?
№2-4, 33, 58.
ЗАДАЧА 2. Численность населения в стране 41 млн.чел.,
из них: институционального населения 12 млн.чел.,
занятых 18 млн.чел.,
безработных 7 млн.чел.
Через год:
поступили на работу из достигших 16 лет- 3,8 млн.чел.,
ушли на пенсию-9 млн.чел.,
прекратили поиски работы из числа зарегистрированных безработных – 0,5 млн.чел.
Определить: а) уровень занятости; б) уровень безработицы в прошлом и нынешнем году при условии, что численность населения не изменилась.
ЗАДАЧА 3. Предположим, что в экономике существует 2300 занятых и 200 безработных человек. Далее предположим, что каждый месяц 23% безработных находят работу, а 2% занятых её теряют. Определите:
а) каково будет количество безработных и количество занятых в начале следующего месяца;
б) каков уровень безработицы;
в) является ли эта ситуация примером естественного уровня безработицы? Ответ обоснуйте расчетом (рассчитать естественный уровень безработицы и сравнить его с уровнем безработицы, найденном в пункте б)).
ЗАДАЧА 4. Численность занятых в январе 800 млн. человек, а численность безработных – 60 млн.чел. В течение года в среднем за один месяц 1,05% занятых оставляли работу, а 20% из безработных трудоустраивались.
Определить:
а) значение естественного уровня безработицы;
б) уровень конъюнктурной (циклической) безработицы в январе.
1. Адамчук, В. В. Экономика труда : учеб. для вузов / В. В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев ; под общ. ред. В. В. Адамчука. – Москва : ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 431 с.
2. Луссе, А. Макроэкономика: краткий курс : учеб. пособие / А. Луссе. – Санкт-Петербург :Питер, 1999. – 240 с.
3. Макроэкономика : учебник / В. М. Гальперин [и др. ] ; под общ. ред. Л. И. Тарасевича. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ГУЭФ, 1997. – 719 с.
4. Сакс, Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный подход / Дж. Д. Сакс, Ф. Б. Ларрен. – Москва : Дело, 1996. – 848 с.
5. Селищев, А. С. Макроэкономика: учеб. для вузов / А. С. Селищев ; под ред. А. И. Леусского. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 448 с.
6. Теоретическая экономика. Политэкономия : учеб. для вузов / Г. П. Журавлева [ и др.] ; под ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой. – Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 485 с.
7. Экономика труда и социально-трудовые отношения : учебник / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. – Москва : Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. – 623 с.
«Потребление, сбережения, инвестиции как инструменты макроэкономического анализа»
1.Механизм воздействия потребления и сбережения на макроэкономическую динамику.
2.Инвестиционный спрос. Модель акселератора.
3.Теории инвестиционных решений.
3.1. Неоклассический вариант.
3.2. Кейнсианская теория.