Лекция 12
Пример решения кооперативной игры
Лекция 11
неантагонистические игры n игроков (продолжение)
Пример 11.1 Кооперативная игра («джаз-оркестр»)
Игрок 1 («певец»), игрок 2 («пианист») и игрок 3 («ударник») могут получить от директора клуба 10 000 руб., если выступят вместе. Певец и пианист вдвоем могут получить 8 000 руб., ударник и пианист—6 500 руб., один пианист—3 000 руб., певец и ударник—5 000 руб., один певец—2 000 руб., а один ударник ничего не может заработать.
Таким образом, мы рассматриваем кооперативную игру, в которой N={1,2,3}, u({1,2,3})=u(1,2,3)=10 000, u(1,2)=8 000, u(2,3)=6 500, u(2)=3 000, u(1,3)=5 000, u(1)=2 000, u(3)=0.
Основная задача теории кооперативных игр—оптимальное распределение максимального суммарного выигрыша u(N) между игроками.
Пусть di—сумма, которую получает игрок i при распределении максимального суммарного выигрыша u(N).
Вектор d=[d1, d2,…, dn]T, удовлетворяющий условиям индивидуальной и коллективной рациональности
(11.1.1)
(11.1.2)
называется дележом.
Для того чтобы векторd=[d1, d2,…, dn]T был дележом в кооперативной игре необходимо и достаточно, чтобы
(11.1.3)
(11.1.4)
(11.1.5)
Игра называется существенной, если
(11.1.6)
В противном случае игра называется несущественной. Несущественная игра имеет единственный дележ d=[u(1), u(2),…, u(n)]T, а всякая существенная игра имеет бесконечное множество дележей.
Дележ d доминируетдележ g по коалиции S, если
(11.1.7)
(11.1.8)
Это значит, что дележ d лучшедележа g для всех игроков коалиции S и при этом реализуем коалицией S.
Дележ d доминируетдележ g, если существует такая коалиция S, по которой дележ d доминируетдележ g.
Множество недоминируемых дележей кооперативной игры называется ее C-ядром.
Недоминируемый дележ устойчив в том смысле, что ни одной из коалиций невыгодно отделиться от других игроков.
Для того чтобы дележ принадлежал C-ядру необходимо и достаточно выполнение для всех коалиций
(11.1.9)
В примере 11.1 («джаз-оркестр») дележd=[d1, d2, d3]T, принадлежит C-ядру, когда
Эта система описывает выпуклый многогранник, точнее многоугольник, а еще точнее треугольник с дележами-вершинами [3 500, 4 500, 2 000]T, [3 500, 5 000, 1 500]T, [3 000, 5 000, 2 000]T. Можно выбрать из всех дележей, принадлежащих C-ядру, то есть из всех точек треугольника, дележ (точку), составленный из среднеарифметических величин [3 333, 4 833, 1 833]T. В этом случае все коалиции из двух игроков имеют одинаковый дополнительный доход, равный d1+d2–u(1,2)=166, d1+d3–u(1,3)=166, d2+d3–u(2,3)=166. Такой дележ является справедливым компромиссом внутри C-ядра.
Дележи, принадлежащие C-ядру, не доминируются никакими другими дележами, но нельзя утверждать, что в C-ядре для любого заданного дележа найдется доминирующий его дележ.
Другим множественным принципом оптимальности в кооперативных играх, применение которого на практике, к сожалению, невозможно, является H–M-решение.
Подмножество дележей кооперативной игры называется H–M-решением, если:
1) из того, что дележd доминируетдележ g, следует, что, либо дележdне принадлежит данному подмножеству, либо дележgне принадлежит данному подмножеству (внутренняя устойчивость);
2) для любого дележаg, который не принадлежит данному подмножеству, существует такой дележd, который тоже не принадлежит данному подмножеству и доминируетдележ g (внешняя устойчивость).
Если C-ядро не пусто и H–M-решение существует, то оно содержит C-ядро. Действительно, пусть дележgпринадлежит C-ядру. Если он не принадлежит H–M-решению, то найдется дележd, который доминируетдележ g, что противоречит принадлежности этого дележа к C-ядру как множеству недоминируемых дележей.
Необходимо отметить, что C-ядро и H–M-решение могут включать в себя много разных дележей. С другой стороны H–M-решение не всегда существует, а C-ядро может оказаться пустым. Поэтому представляют интерес принципы оптимальности, существование и единственность которых были бы обеспечены в любой кооперативной игре.
вектор шепли