Пространственная структура

 

 

Пространственная структура в дизайне задает направление и тему морфологического проектирования. Основные ее элементы – фигура, величина, положение, порядок.

Фигураесть пространственное тело, характеризующееся той или иной топологией – системой взаимного расположения в пространстве точек, линий, поверхностей, объемов. Фигуры могут быть плоскими или объемными, простыми или составными. Предметы, разделенные в пространстве, могут иметь одинаковые фигуры (массовое тиражирование продукции – тому пример). Предметы, различающиеся по функциям, как правило, различаются и по фигурам.

Простая фигура состоит из одного элемента, составная, по крайней мере, из двух. Многие остроумные дизайнерские решения построены на трансформации составного в простое, а простого - в составное. Например, привычное представление о стуле, как о составной морфологии было разрушено появлением стула из одного элемента. Представление о стене как простой нерасчлененной плоскости было разрушено превращением ее в стену-стеллаж. Составные фигуры могут строиться из одинаковых или разных фигур-элементов. Так, книжный шкаф может состоять из нескольких одинаковых полок, но может включать в себя и такие элементы, как ножки тумбы, дверцы, стекла и т.д.

Неодинаковые фигуры могут быть составлены из одинаковых фигур-элементов. На этом основан принцип унификации и агрегатирования. Одинаковые фигуры могут быть составлены из неодинаковых фигур-элементов. Это зависит от принципа модульного расчленения объекта. Модуль является фундаментальным структурным элементом в построении морфологии промышленных изделий. Фигура модуля определяет структурный рисунок компоновочных решений.

Простая фигура может иметь простую или сложную топологию. Так, гладкий цилиндрический стакан имеет простую топологию, а стул, образованный гнутой в разных направлениях поверхностью – сложную. Составные фигуры также могут иметь и простую, и сложную топологию.

Принцип трансформации простых фигур в сложные, а сложные в простые открывает промышленной технологии неограниченные возможности для изготовления изделий, а проектной деятельности – для комбинаторной игры, модульного развертывания структур с постоянными и динамически изменяющимися характеристиками и т.д. Поиск компоновочных идей и решений протекает в диалектике простого и сложного. Принцип этого поиска: открывать сложное в простом и простое в сложном. Например, проектирование сложного динамического пространства жилого дома, как разрастающейся трансформации.

Следующий элемент, величина – это категория количества. Рассматривая фигуру сточки зрения величины, мы отвлекаемся от ее качественных, топологических свойств. Сходные по топологическим свойствам фигуры могут иметь разные величины и наоборот. Эта категория выражает конфликт большого и малого. С нею связаны, наиболее неожиданные компоновочные решения. Часы-калькулятор, складной велосипед, комната-«чемодан» - все это наглядные образцы разрешения конфликта «большое-малое». Дизайнеры чаще встречаются с проблемой трансформации большого в малое. Но все более глубокое проникновение науки и техники в микромир выдвигает проблему трансформации малого в большое, поскольку встает вопрос о взаимосвязи в деятельности человека микро- и макромира. Средства выражения взаимосвязи осмысляются в категории «масштабность». Конфликт большого и малого разрешается в умении дизайнера создавать большое в малом и малое в большом. Эволюция формы книги от глиняных дощечек до современных микрофильмов – прекрасный культурный образец развития этого принципа компоновки. Свиток – это буквальная модель структуры, свертывающейся из большой в малую. Гармошка – также складывающаяся структура.

Трансформация величины осуществляется за счет других морфологических свойств: топологических (складывающиеся поверхности), размерных (вкладывающиеся объемы), конструктивных (шарниры, пружины, захваты, многопозиционные конструкции). Но, наиболее фундаментальным принципом компоновки «большого в малом» является модуль, понимаемый как большая структура, свернутая в исходную целостную единицу ее построения.

Положение – категория, определяющая пространственное положение одного элемента по отношению к другому: выше-ниже, слева-справа, внутри-снаружи. В процессе эксплуатации большинства бытовых изделий потребителю приходится постоянно иметь дело с пространственным положением их частей: он осуществляет частичную их разборку для осмотра, чистки, мелкого ремонта и сборку. Поэтому необходимо предусмотреть для каждой детали такое место в системе целого, чтобы облегчить оптимальный доступ к ней, учитывая реальные процессы эксплуатации.

Категория положения играет важную роль в организации пространственного ансамбля вещей, в проектировании систем «человек-машина», в которых основной проблемой является компоновка органов управления.

Порядок– это тип пространственного отношения между фигурами или их элементами: сближение-удаление, нарастание-убывание, симметрия-асимметрия, повтор, группировка.

При построении типоразмерного ряда может быть использована арифметическая или геометрическая прогрессия. В результате получаются возрастающие или убывающие морфологические структуры. Причем положение элементов может изменяться (трансформирующиеся ряды). Например, комплект посуды для туриста.

Порядок может строиться на симметрии, если того требует функциональная или конструктивная логика компоновки.