ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ЛЕГИЗМА

ПРОБЛЕМА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПОДЧИНЁННЫХ В КОНФУЦИАНСТВЕ

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

  • жить в обществе и для общества;
  • уступать друг другу;
  • слушаться старших по возрасту и по званию;
  • подчиняться императору;
  • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
  • быть человечным.

 

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник(руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
  • управлять на основе добродетели ("бадао");
  • обладать необходимыми знаниями;
  • верно, служить стране, быть патриотом;
  • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
  • быть благородным;
  • делать только добро государству и окружающим;
  • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
  • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненныйдолжен:

· быть лояльным по отношению к руководителю;

· проявлять старание в работе;

· постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

 

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фанзя).Его основателями были Шан Ян(390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй(288 - 233 гг. до н.э.). Вэпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обще­ством?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государ­ственного насилия, опирающегося на законы.Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

- как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

- чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государ­ственное вмешательство в общественные отношения; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопос­лушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей яв­ляется страх перед наказанием;

- основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно приме­няться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

- государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

- государство - главный регулирующий механизм общества и, следова­тельно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, эконо­мику, личную жизнь граждан.