Структурирование
Этап Разработка стратегических планов региональной организации
Этап Определение целей организации
Региональной организации
Этап Формулирование миссии
↓
долгосрочные среднесрочные краткосрочные
(5-10лет) (1-5лет) (менее года)
↓
Политика Экономика Бюджеты Правила Процедуры
Разработка стратегических планов региональной организации осуществляется в тесной увязке с федеральными программами и планами. Региональное стратегическое планирование имеет ряд общих принципов:
- ранжирование объектов планирования по их важности
- вариантность планов
- сбалансированность планов
- согласованность планов с параметрами внешней среды
- адаптивность планирования
- социальная ориентированность планов
- обоснованность планов с учетом неопределенности перспективы
- преемственность стратегических и тактических планов
- обратная связь в планировании как функции управления
- автоматизация в планировании
- достижимость плановых показателей
Процесс разработки стратегических планов региональной организации предполагает определенное методическое, ресурсное, информационное и правовое обеспечение. Ресурсное обеспечение стратегического планирования представляет собой проработку источников формирования сил средств на достижение намеченных целей. К числу основных ресурсов регионального планирования относятся: трудовые, основные фонды, материальные, финансовые.
Процесс потребления ресурсов содержит следующие операции: формирование, использование, восстановление, утилизация и списание. Главное требование к информации разработке стратегических планов – это достоверность и четкость.
Управление процессом регионального воспроизводства осуществляется с помощью соответствующей организационной структуры. Основной моделью формирования структуры региональной организации является бюрократия (в начале 20 века Макс Вебер). Региональная бюрократическая организация имеет следующие отличительные особенности:
· глубокое разделение управленческого труда на специфические элементы
· сильно развитая (доведена до абсолюта) иерархия управления
· наиболее четко разработанные нормы и правила поведения персонала
· многоуровневая, сопрягающаяся по вертикали система подбора и расстановки кадров
· сильно выраженная вертикаль соподчиненности различных уровней управленческого аппарата
Ее недостатки – высокая статичность и слабая гибкость. В организационной структуре выделяются следующие элементы: звенья (отделы, департаменты, дивизионы, секторы), уровни (ступени, ранги), связи ( взаимодействия по вертикали и по горизонтали).
Механистические структуры– самый жесткий и строго упорядоченный тип организационной структуры. Лидеры приходят и уходят, а бюрократия поддерживает систему, хранит информацию, обеспечивает выполнение долгосрочных программ, несет ответственность за обещания своих лидеров (и ушедших).
Они бывают:
1. Департаментационные структуры
· Функциональная (традиционная, классическая) – старейший и наиболее часто используемый вид построения, является результатом департаментации (разделения) системы управления на функциональные элементы: департаменты, отделы.
· Дивизиональная – система деления ее управленческого аппарата на подразделения, специализирующиеся на управлении крупными отраслевыми или территориальными анклавами региона.
2. Линейные структуры – разновидность механистической управленческой системы организации, в которой каждый уровень управления непосредственно подчиняется вышестоящему.
· Линейно-оперативная:
- плоская (малоуровневая) – выражена однотипность функций многочисленных работников аппарата и не требуется многоуровневой иерархии управления (система образования, здравоохранения)
- высокая (многоуровневая)- многоуровневая система разделенных по вертикали, соподчиненных управленческих блоков, в каждом из которых имеется небольшое число менеджеров (работников)
· Линейно-штабные - с резким расширением экспертно-аналитических функций административного аппарата (систем газового хозяйства, социальной защиты, пассажирского автотранспорта)
Органистические (адаптивные) структурыдля осуществления крупных региональных проектов. В зависимости от качественных параметров объекта управления они могут быть:
1. Проектные (программно-целевые) структуры – для осуществления конкретного проекта
· Автономные проектные структуры – находящиеся в их составе подразделения и менеджеры подчиняются лишь внутреннему руководству
· Матричные проектные структуры – создаваемые в их составе подразделения имеют двойное подчинение – по вертикали и по горизонтали («матрица»)
· Инновационные (венчурные) структуры - самостоятельные организационные формирования, занимающиеся реализацией совершенно новых проектов
2. Экономизированные структуры – отношения внешние, внутренние строятся на коммерческой (рыночной) основе (отношения между отделами, работниками) пример, ЖКХ, капитального строительства, лесного хозяйства, топливной промышленности.