Структурирование

Этап Разработка стратегических планов региональной организации

Этап Определение целей организации

Региональной организации

Этап Формулирование миссии

долгосрочные среднесрочные краткосрочные

(5-10лет) (1-5лет) (менее года)

Политика Экономика Бюджеты Правила Процедуры

 

Разработка стратегических планов региональной организации осуществляется в тесной увязке с федеральными программами и планами. Региональное стратегическое планирование имеет ряд общих принципов:

- ранжирование объектов планирования по их важности

- вариантность планов

- сбалансированность планов

- согласованность планов с параметрами внешней среды

- адаптивность планирования

- социальная ориентированность планов

- обоснованность планов с учетом неопределенности перспективы

- преемственность стратегических и тактических планов

- обратная связь в планировании как функции управления

- автоматизация в планировании

- достижимость плановых показателей

Процесс разработки стратегических планов региональной организации предполагает определенное методическое, ресурсное, информационное и правовое обеспечение. Ресурсное обеспечение стратегического планирования представляет собой проработку источников формирования сил средств на достижение намеченных целей. К числу основных ресурсов регионального планирования относятся: трудовые, основные фонды, материальные, финансовые.

Процесс потребления ресурсов содержит следующие операции: формирование, использование, восстановление, утилизация и списание. Главное требование к информации разработке стратегических планов – это достоверность и четкость.

Управление процессом регионального воспроизводства осуществляется с помощью соответствующей организационной структуры. Основной моделью формирования структуры региональной организации является бюрократия (в начале 20 века Макс Вебер). Региональная бюрократическая организация имеет следующие отличительные особенности:

· глубокое разделение управленческого труда на специфические элементы

· сильно развитая (доведена до абсолюта) иерархия управления

· наиболее четко разработанные нормы и правила поведения персонала

· многоуровневая, сопрягающаяся по вертикали система подбора и расстановки кадров

· сильно выраженная вертикаль соподчиненности различных уровней управленческого аппарата

Ее недостатки – высокая статичность и слабая гибкость. В организационной структуре выделяются следующие элементы: звенья (отделы, департаменты, дивизионы, секторы), уровни (ступени, ранги), связи ( взаимодействия по вертикали и по горизонтали).

Механистические структуры– самый жесткий и строго упорядоченный тип организационной структуры. Лидеры приходят и уходят, а бюрократия поддерживает систему, хранит информацию, обеспечивает выполнение долгосрочных программ, несет ответственность за обещания своих лидеров (и ушедших).

 

Они бывают:

1. Департаментационные структуры

· Функциональная (традиционная, классическая) – старейший и наиболее часто используемый вид построения, является результатом департаментации (разделения) системы управления на функциональные элементы: департаменты, отделы.

· Дивизиональная – система деления ее управленческого аппарата на подразделения, специализирующиеся на управлении крупными отраслевыми или территориальными анклавами региона.

2. Линейные структуры – разновидность механистической управленческой системы организации, в которой каждый уровень управления непосредственно подчиняется вышестоящему.

· Линейно-оперативная:

- плоская (малоуровневая) – выражена однотипность функций многочисленных работников аппарата и не требуется многоуровневой иерархии управления (система образования, здравоохранения)

- высокая (многоуровневая)- многоуровневая система разделенных по вертикали, соподчиненных управленческих блоков, в каждом из которых имеется небольшое число менеджеров (работников)

· Линейно-штабные - с резким расширением экспертно-аналитических функций административного аппарата (систем газового хозяйства, социальной защиты, пассажирского автотранспорта)

Органистические (адаптивные) структурыдля осуществления крупных региональных проектов. В зависимости от качественных параметров объекта управления они могут быть:

1. Проектные (программно-целевые) структуры – для осуществления конкретного проекта

· Автономные проектные структуры – находящиеся в их составе подразделения и менеджеры подчиняются лишь внутреннему руководству

· Матричные проектные структуры – создаваемые в их составе подразделения имеют двойное подчинение – по вертикали и по горизонтали («матрица»)

· Инновационные (венчурные) структуры - самостоятельные организационные формирования, занимающиеся реализацией совершенно новых проектов

2. Экономизированные структуры – отношения внешние, внутренние строятся на коммерческой (рыночной) основе (отношения между отделами, работниками) пример, ЖКХ, капитального строительства, лесного хозяйства, топливной промышленности.