Источники права периода абсолютизма.

C момента принятия Соборного Уложения 1649 г. и до начала правления Петра I каких либо значительных законодательных актов принято не было. Лишь с началом самостоятельного правления Петра законодательная деятельность в государстве активизировалась. Это связано с падением роли и последующей замены Боярской Думы Правительствующим Сенатом, возросшей ролью монарха в государственном управлении, качественным улучшением юридической техники, в том числе за счет заимствований образцов западных кодификаций. В основе Генерального регламента или Устава коллегиям лежит шведский Канцелярский устав 1661 г.

В период деятельности Петра I возрастает роль закона, и он фактически становится основным источником права, постепенно вытесняя правовой обычай. Возрастание роли закона в правовом регулировании связано в первую очередь с деятельностью самого Петра. Многие законы он писал сам, подвергая тщательной переработке представленные проекты. Так, только один список Воинского устава 1716 г. содержит около 200 его поправок.[1]

Это определило столь развитое представление о законе в XVIII веке. Однако точного разграничения закона и указа не было. Основное различие виделось в том, что законы имели более длительный характер действия, в отличие от указов, имеющих временный характер.

При всем этом судебные решения достаточно четко отграничивались от закона. Судебное решение рассматривалось как применение закона к частному случаю.

Законодательная деятельность при Петре приобрела более совершенные формы: законы стали обнародоваться и отправляться на места. Обнародование законодательных актов осуществлялось в церквах, на ярмарках, вывешивались на людных местах. Начиная с 1722 г. судьям запрещалось толкование закона, во избежание искажения воли законодателя. Иногда Петр сам вводил в статью толкование для предотвращения неправильного применения нормы. Законодательная инициатива принадлежала императору или государственным учреждениям: Правительствующему Сенату, Святейшему Синоду, советам при императоре, коллегиям. Обсуждение проектов происходило там же и утверждалось императором.

В рассматриваемый период, особенно в петровскую эпоху законодательные акты носили самое разнообразное название – уставы, учреждения, регламенты, указы, различия между которыми установить чрезвычайно сложно.

Значительное место среди источников права занимали регламенты. Среди них можно назвать Генеральный регламент или Устав коллегиям 1720 г., Регламент Главного магистрата 1721 г., регламенты отдельных коллегий (например: регламент Штатсконтор-коллегии, регламент Духовной коллегии (Синода). Данные документы охватывали сферу административного законодательства: устанавливали статус государственных учреждений, состав и формы их деятельности и прочее.

Близким по предмету правового регулирования к регламентам находятся указы об учреждении государственных органов и должностей, а также уставы, регламентирующие деятельность отдельных учреждений: Указ о фискалах и их должности и действии, Указ о должности генерал-прокурора, Воинский устав, Устав благочиния и другие.

После смерти Петра I законодательная деятельность сократилась, но появились новые формы правовых актов, исходящих от высшей власти: манифесты, грамоты: Манифест Петра III о вольности дворянства, Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству и другие.

Обилие правового материала, как в период правления Петра I, так и после него настоятельно требовали проведения систематизации законодательства. Работы по кодификации начались еще при Петре с 1700 г. Всего в XVIII в. было созвано девять комиссий, включая Уложенную комиссию Екатерины II. Однако результаты работ комиссий были незначительны, ввиду отсутствия четких принципов и целей работы комиссий (они постоянно менялись из-за изменения обстановки). Составы комиссий часто менялись, не доведя работу до конца и все начиналось заново.

Пожалуй, наибольшего результата в систематизации добились учрежденная в 1700 г. Палата об уложении и образованная в 1754 г. уложенная комиссия. Первая к 1725 г. подготовила проект нового Уложения, состоящий из четырех книг.[* 1] Однако после смерти Петра I дворянская реакция изменила отношение к кодификационным работам и конечного результата комиссия не достигла.

Начавшаяся кодификационная работа в 1754 г. так же не имела конечного результата, принятия Нового уложения, хотя подготовительная работа была проделана значительная. Результатом работы комиссии стало завершение проектов трех из четырех запланированных частей.[* 2]

Работа Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, для создания нового свода законов, также не закончилась принятием нового уложения. Комиссия запомнилась наказом самой императрицы, в котором по существу отразилась идеология российского «просвещенного абсолютизма».

Работе комиссии предшествовала самоличная подготовка Екатериной II «Наказа» для составления нового уложения, в котором сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть «Наказа» была заимствована императрицей из работ европейских просветителей Монтескье, Дидро, д’Аламбера, Беккариа. Основное содержание «Наказа», который Екатерина II намеревалась сделать «фундаментом законодательного здания империи» заключалось в суждениях императрицы о российском государстве, статусе самодержавного монарха, о государственной власти и управлении, о гражданах и их вольностях, о преступлениях и наказаниях, о крепостных крестьянах.[*3][! 1]

В конце 1766 г. Екатерина издала манифест о созыве выборных депутатов в комиссию. Всего было избрано 564 депутата, в том числе 28 - от государственных учреждений, 161 - от дворянства, 208 - от городов, 167 - от крестьян (кроме крепостных). Депутатам давался отличительный знак[! 2], и они на все время работы комиссии обеспечивались казенным жалованьем, навсегда освобождались от телесного наказания, пыток и казни. Целями созыва Уложенной комиссии были: выработка нового свода законов, вместо устаревшего Соборного Уложения 1649 г., выяснение настроений разных слоев общества, обсуждение наказов депутатов (было получено до полутора тысяч депутатских наказов).

Заседания комиссии открылись летом 1767 г. в Москве[!*3], а через полгода она была переведена в Петербург, где проработала еще год. Из состава комиссии были созданы многочисленные специальные комиссии, работающие по отдельным вопросам. В конце 1768 г. заседания большой комиссии были прерваны и депутаты отпущены по домам. По результатам своей работы Комиссии не удалось выработать ни одного законопроекта, и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией ее деятельность была прекращена.

Большая комиссия не будет созываться более ни разу, а императрица убедится, что нельзя составить свод законов путем рассуждений в многочисленном и неподготовленном к делу представительном собрании. Члены комиссии лишь читали депутатские наказы и рассуждали на разные случайные темы, а в специальных комиссиях работа шла медленно и вяло, так как для их работы ничего не было подготовлено заранее.