Трансгосударственные и межгосударственные регионы.

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ НАДРЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ СУБНАЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

 

Рассмотрение вопроса о классификации надрегиональных территориальных единиц субнационального уровня, как представляется, позволяет высказать предположение, что в большинстве случаев существующие в современных государствах территориальные единицы такого рода могут быть отнесены к одной из трех указанных ниже категорий:

1. Статистико-географические единицы, создаваемые в основном для целей географического районирования страны и государственного статистического учета.

2. Экономико-географические единицы, создаваемые в основном для целей экономического районирования страны, и лишь во вторую очередь – для целей географического районирования оной.

3. Территориально-административные единицы[1], создаваемые преимущественного для оптимизации государственного управления и улучшения контроля центрального правительства над региональными органами государственной власти.

К первой категории рассматриваемых территориальных единиц можно отнести субнациональные надрегиональные территориальные единицы таких государств, как Канада, США, Мексика, Турция, Таиланд, Индия.

В Канаде можно выделить четыре подобного рода историко-географических ареала (объединяющих девять провинций и три федеральные территории): Западная Канада (провинции Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван и Манитоба), Северная (Арктическая) Канада (федеральные территории Юкон, Северо-Западные территории и Нунавут), Восточная Канада (провинции Онтарио, Квебек, а также Ньюфаундленд и Лабрадор) и, наконец, не так давно выделившаяся из состава последней Юго-Восточная (Атлантическая) Канада (провинции Нью-Браунсвик, Новая Шотландия и Остров принца Эдуарда). Стоит обратить внимание, что указанное деление территории страны не является общепризнанным даже в рамках национального научного сообщества[2].

В Соединенных Штатах Америки федеральный орган государственной статистики (Бюро переписей США) группирует территорию 50 штатов и федерального округа Колумбия в девять статистических ареалов: Новая Англия (штаты Мэн, Нъю-Гемпшир, Вермонт, Массачусетс, Род-Айленд и Коннектикут), Средне-Атлантические штаты (Нью-Йорк, Пенсильвания и Нью-Джерси), Южно-Атлантические штаты (Делавэр, Мэриленд, Вирджиния, Западная Вирджиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия, Флорида, а также Федеральный округ Колумбия), Северо-Восточный Центр (штаты Висконсин, Мичиган, Иллинойс, Индиана и Огайо), Северо-Западный Центр (штаты Миссури, Северная и Южная Дакота, Небраска, Канзас, Миннесота и Айова), Юго-Восточный Центр (штаты Кентукки. Теннеси, Миссисипи и Алабама), Юго-Западный Центр (штаты Оклахома, Техас, Арканзас и Луизиана), Горные штаты (Айдахо, Монтана, Вайоминг, Невада, Юта, Колорадо, Аризона и Нью-Мексико), и, наконец, Тихоокеанские штаты (Аляска, Вашингтон, Орегон, Калифорнии и Гавайи). Отмечу, что в описанную «сетку» ареалов не входят территориальные единицы США, не имеющие статуса штата или федерального округа (в том числе владения США в Тихом и Атлантическом океанах)[3].

В Мексике вся территория страны (стоящая из 31 штата и федерального столичного округа) законодательно разделена на пять «межрегионов» («mesorregiones»): Северо-Западный (штаты Нижняя Калифорния, Южная Нижняя Калифорния, Синалоа и Сонора), Северо-Восточный (штаты Чиуауа, Дуранго, Коауила, Нуэво-Леон, Тамаулипас), Центральный (штаты Идальго, Мехико, Морелос, Пуэбла, Керетаро, Тласкала, а также федеральный округ – столица страны город Мехико), Центрально-Западный (штаты Агуакальенте, Колима, Гуанахуато, Наярит, Мичоакан, Халиско, Сан-Луис-Потоси, Сакатекас), и Южно-Юговосточный (штаты Веракрус, Герреро, Кампече, Кинтана-Роо , Оахака, Табаско, Чьяпас и Юкатан). Указанное деление используется, как правило, даже не столько в статистических целях, сколько для сугубо географического районирования[4].

Аналогичным образом складывается ситуация и в Турции, где 81 базовая территориальная единица страны (ила) сгруппирована в семь географико-статистических округов (бёльге) – Центральная Анатолия, Восточная Анатолия, Юго-Восточная Анатолия, Черноморский, Мраморноморский, Эгейский и Средиземноморский. Стоит отметить, что описанное распределение надрегиональных территориальных единиц Турецкой Республики имеет весьма неоднородное соотношение с естественно-географическим и историческим делением территории страны[5].

В отличие от Турции, 76 провинций (чангватов) Тайланда сгруппированы в четыре исторически сложившиеся надпровинциальные территориальные единицы государства – Пханква (Север), Исан (Северо-Восток), Пхаклан (Центр) и Пхактаи (Юг). В настоящее время указанное территориальное деление используется исключительно для целей географии и статистики, однако до самого недавнего времени с ним сообразовывалось также военно-административное деление Тайланда[6].

Что касается Индии, то 28 штатов и семь территорий этой страны сгруппированы в пять статистическо-географических зон: Северная Индия (включающая штаты Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Уттар-Прадеш, Раджастхан, Чхаттисгарх, Уттаракханд и Мадхья-Прадеш, а также федеральную территорию Чандигарх и национальную столичную территорию Дели); Восточная Индия (в состав которой входят штаты Западная Бенгалия, Бихар, Джаркханд, Орисса и Сикким); Северо-Восточная Индия (в рамках которой объединены так называемые «семь сестер» - штаты Аруначал-Прадеш, Ассам, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд и Трипура); Восточная Индия (штаты Гоа, Гуджарат и Махараштра, а также союзные территории Даман и Диу, Дадра и Нагархавели) и, наконец, Южная Индия (штаты Андхра-Прадеш, Карнатака, Керала и Тамилнад, а также союзные территории Лакшадвип и Пудучерри)[7].

К числу экономико-географических единиц, создаваемых в основном для целей экономического районирования страны и лишь во вторую очередь – для целей географического районирования, относятся субнациональные надрегиональные территориальные единицы Аргентины, Бразилии, Румынии, Казахстана, Китая, Вьетнама и прочих стран.

В Аргентине (в состав национальной территории которой входят 23 провинции и федеральная столица) в 80-х – 90-х годах прошедшего века были сформированы межпровинциальные округа экономической интеграции, по своему статусу напоминающие российские межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. В настоящее время существует четыре округа подобного рода (ранее их было пять): Нуэво-Куйо (в состав которого вошли провинции Ла-Риоха, Мендоса, Сан-Хуан и Сан-Луис); интеграционный округ Патагония (объединивший провинции Чубут, Ла-Пампа, Неукен, Рио-Негро, Санта-Крус, а также имеющую статус провинции национальную территорию Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики); Центральный интеграционный округ (охвативший провинции Кордова, Энтре-Риос, и Санта-Фе), а также интеграционный округ Норте-Гранде ( «Большой Север»), который, в отличие от других интеграционных округов Аргентины, подразделяется на два субокруга – Северо-Восток (провинции Чако, Корриентес, Формоса и Мисьоньес) и Северо-Запад (провинции Катамарка, Хухуй, Тукуман, Сальта и Сантьяго-дель-Эстера)[8]. Стоит отметить, что в состав интеграционных округов Аргентины не входит ни наиболее развитая в экономическом отношении провинция Буэнос-Айрес, ни одноименная столица страны (имеющая статус самостоятельной территориальной единицы).

В Бразилии в 60-х годах ХХ в. все территория страны (состоящей из 26 штатов и федерального округа) была разделена на три геоэкономических макрорегиона, образованных исходя их общности экономических, исторических и социальных условий для обеспечения сбалансированного территориального развития[9]. По своему статусу указанные макрорегионы напоминали экономические районы СССР. К геоэкономическому макрорегиону Центр-Юг были отнесены штаты Парана, Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина, Минас-Жерайс, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Эспириту-Санту, Гояс, Мату-Гросу-ду-Сул, а также федеральный округ – столица страны город Бразилия. В состав геоэкономического макрорегиона Север-Восток вошли штаты Алагоас, Баия, Мараньян, Параиба, Пернамбуку, Пиауи, Риу-Гранди-ду-Норти, Сеара и Сержипи. В геоэкономический макрорегион Амазонка были включены штаты Амазонас, Акри, Амапа, Мараньян. Мату-Гросу и Токантинс.

В Румынии в 1998 г. было создано восемь районов развития, семь из которых (Северо-восточный, Юго-восточный, Южный, Юго-западный, Западный, Северо-западный и Центральный) объединили в экономическом отношении сорок уездов (жудецов) страны, а восьмой (Бухаресткий) регион интегрировал в единое хозяйственное целое столицу страны и ее пригороды. Описанная сетка регионов, выполняющих в основном функции по распределению поступающих от структур Европейского союза финансовых средств, направляемых на экономическое развитие Румынии, не совпадает с исторически сложившимся традиционным делением территории румынского государства[10].

Экономическое районирование Казахстана, напротив, учитывает исторически сложившееся деление его государственной территории на пять крупных надрегиональных единиц – Северный, Восточный, Южный, Западный и Центральный Казахстан. Каждая из указанных единиц является отдельным экономическим районом, включающим в себя определенное количество областей, деление на которые восходит к советскому периоду истории страны[11].

В Китае в середине 1950-х годов (т.е. почти сразу после образования КНР) было создано семь экономических районов, характеризовавшихся весьма высокой степенью хозяйственной автаркии. В состав Западного экономического района вошла провинция Цинхай, а также Тибетский и Синьцзян-Уйгурский автономные районы. К Северо-восточному экономическому району была отнесена историческая территория Маньчжурии (провинции Гирин, Хэйлунцзян и Ляонин). Северный экономический район объединил провинции Хэбэй. Хэнань, Шэньси, Шаньси и Шаньдун, автономный район Внутренняя Монголия, а также города центрального подчинения Пекин и Тяньцзинь. Центрально-Восточный район охватил Цзяньсу, Чжецзян и Аньхой, а также город центрального подчинения Шанхай. Центрально-Западный район включал в свой состав провинции Хубэй, Хунань и Сычуань (в 1994 г. из состава последней был выделен город центрального подчинения Чунцин). Юго-Восточный район образовывали провинции Цзянси, Фуцзянь и Гуаньдун (из которой в конце 80-х годов ХХ в. был выделен особый экономический район острова Хайнань, преобразованный в отдельную провинцию с одноименным наименованием). Наконец, Юго-Западный экономический район составили территории провинций Юньнань и Гуйчжоу, а также Гуанси-Чжуанского автономного района.

В 1980-е годы, в период экономических реформ, приведших к появлению «китайского экономического чуда», на сетку экономических районов наложилась структура трех образованных на территории страны экономических зон[12]. К наиболее динамично развивающейся Восточной зоне («приморским провинциям») были отнесены провинции Гирин, Хэйлунцзян Ляонин, Хэбэй, Шаньдунь, Цзянсу, Чжецзян, Фуцзянь, Гуаньдун и Хайнань, а также города центрального подчинения Пекин, Тяньцзинь и Шанхай. В состав Центральной экономической зоны со средним (в целом) уровнем развития народного хозяйства вошли провинции Шэньси, Шаньси, Хэнань, Аньхой, Цзянси, Хубэй, Хунань и Гуйчжоу, а также Гуаньси-Чжуанский автономный район и автономный район Внутренняя Монголия (в настоящее время к ней относится также город центрального подчинения Чунцин). К наименее развитой в экономическом отношении Западной зоне были отнесены Тибетский и Синьцзян-Уйгурский автономные районы, а также провинции Цинхай, Шэньси, Сычуань и Юньнань)[13].

Следует отметить, что вошедшие в состав КНР в конце прошедшего века особые административные районы Аомэнь (бывшая португальская колония Макао) и Сянган (бывшая британская колония Гонконг), а также находящийся под управлением не признаваемого КНР «правительства Китайской Республики» остров Тайвань не включаются в структуру экономического районирования современного Китая[14].

Экономическое районирование Вьетнама было проведено в последней четверти ХХ в. с опорой в основном на отлично зарекомендовавшие себя китайские образцы. В настоящее время в стране выделяется восемь экономических районов (Северо-Восточный, Северо-Западный, Центрально-Северный, Центрально-Южный, Центрально-горный, Юго-Восточный районы, а также район дельты Красной Реки и район дельты Меконга) Указанные районы (в которых созданы специальные координационные экономические органы) полностью охватывают территорию всех 56 вьетнамских провинций и пяти городов центрального подчинения[15].

Наконец, территориально-административные единицы, создаваемые преимущественно для оптимизации государственного управления и улучшения контроля центрального правительства над региональными органами государственной власти, образованы в Венесуэле, Греции, России и некоторых других странах.

В Греческой Республике в 1986–1987 гг. было создано 13 административных округов (периферий), в каждом из которых была сформирована собственная децентрализованная система территориальных структур общегреческих органов государственного управления. Указанные административные округа (Аттика, Центральная Греция; Центральная Македония; Крит; Восточная Македония и Фракия; Эпир; Ионические острова; Северные Эгейские острова; Пелопоннес; Южные Эгейские острова; Фессалия; Западная Греция; Западная Македония) охватывают 54 исторических региона (нома) Греции (вне границ административных округов находится лишь находящаяся под греческим суверенитетом автономная территория Святой Горы Афон, имеющая статус самоуправляющегося нома)[16].

В Венесуэле с 1969 г. функционирует система федеральных административных округов. 23 штата, федеральный столичный округ и федеральные владения (принадлежащие Венесуэле мелкие острова в Карибском море) объединены в девять округов, в рамках которых созданы координационные управленческие органы, состоящие из представителей федеральных органов власти, а также органов власти регионального и муниципального уровня.

Окружное разграничение территории Венесуэлы в целом совпадает с ее естественно-географическим делением[17]. Так, Столичный административный округ включает в себя территорию столицы страны (Каракаса) и двух прилегающих к ней штатов (Миранда и Варгас). Островной административный округ охватывает находящиеся на островах Карибского моря федеральные владения, а также островной штат Нуэва-Эспрата. Административный округ Льянос объединяет находящиеся в соответствующей природной зоне территории штатов Апуре и Гуарихо. Центральный административный округ вобрал в себя в себя штаты Арагуа, Карабобо и Кохедес. Центрально-западный округ – штаты Фалькон, Лара, Португеса и Яракуй. Северо-Восточный – Ансуатеги, Монагас и Сукре. Андский административный округ имеет в своем составе штаты Баринас, Мерида, Тачира и Трухильо (а также муниципалитет Паэс штата Апура). Гайянский округ – штаты Амазонас, Боливар и Дельта Амакуро. Наконец федеральный административный округ Сулиана включает в свой состав единственный штат Сулиа (в котором расположен второй по значению город и крупнейший экономический центр страны Маракайбо).

Наконец, в Российской Федерации с 2000 г. существует семь (с 2010 г. восемь) федеральных округов. Границы Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного, а с 2010 г. и Северокавказского федеральных округов охватывают территории всех 83 субъектов Российской Федерации. Деятельность созданной в рамках каждого из федеральных округов разветвленной системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти координируют и контролируют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах (они же осуществляют контроль над деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующих федеральных округов)[18]. Впрочем, российские реалии в данной области представляют собой отдельную большую тему, раскрыть которую в данной статье даже в самой краткой форме вряд ли возможно.

Интернационализация и глобализация экономики приводят к определенной унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных или трансгосударственных регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках европейского союза.

Либерализация национальных рынков товаров, труда, капитала, информации, стимулирует развитие отношений между национальными регионами и формирование транснациональных регионов. Современный мир - мир регионов. Любой регион, за исключение мира в целом, является элементов некоторой иерархической системы регионов.

 

Таблица 3.

Иерархия регионов России в мировом сообществе.

8 уровень Мир
7 уровень Евразия и ее экономические союзы (СНГ, АТЭС …)
6 уровень Россия
5 уровень Макроэкономическая зона
4 уровень Экономический район
3 уровень Субъект российской федерации
2 уровень Административный район
1 уровень Первичный регион (место)

Таким образом, в мире существует множество регионально-государственных иерархий. Связующим элементом иерархической системы регионов являются не только вертикальные, но и горизонтальные связи.