Структура волевого действия

Классификация волевых качеств

Общая характеристика воли. Структура сложного волевого акта

БИЛЕТ №15

Воля –это психический процесс сознательного управления деятельностью появляющийся в преодолении трудностей на пути к поставленной цели. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия, особого состояния нервного-писхического напряжения, мобилизации физических, интеллектуальных и моральные силы чел.

Воля – форма отражения действительности

Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий.

Волевая деятельность осуществляется по определенным этапам. Этапы сложного волевого действия:

1- этап – осознание цели и стремление достичь ее

2- этап - осознание ряда возможностей достижения цели

3- этап – появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности

4- этап – борьба мотивов

5- этап – принятие одной из возможностей в качестве решения

6- этап – осуществление принятого решения

Результаты любого волевого действия имеют для чел 2 следствия:

1- достижение конкретной цели

2- чел учится лучше оценивать свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели и затраченных усилий

 

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая внешние и внутренние препятствия чел вырабатывает волевые качества. Волевые качества характеризуют его как личность, способного учиться и трудиться.

 

  • Целеустремленность – проявляется в подчинении чел своего поведения постановки устойчивой жизненной цели, удовлетворения различных потребностей, напр, получить хорошее образование.
  • Решительность – быстрый выбор цели и способов ее достижения. Не решительность – нескончаемая борьба мотивов
  • Смелость – способность преодолевать ч-во страха и растерянности
  • Мужество – сложное волевое качество, предполагающее наличие смелости, настойчивости и уверенности в себе.
  • Инициативность – активная творческая смелая позиция человека
  • Настойчивость – умение доводить начатое до конца
  • Самостоятельность – способность не поддаваться влиянию и критически оценивать чужие советы.
  • Выдержка – способ сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели;
  • Импульсивность – склонность действовать по первому побуждению
  • Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правила и нормам.

 

Волевые качества вырабатываются в деятельности. Они воспитуемые. На этапе дошкольного, школьного возраста необходимо воспитывать эти качества в учебной и внешкольной деятельности.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. борьба мотивов и выбор;

5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

6. осуществление принятого решения.

Этап "осознание цели и стремление достичь ее" не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап "осознание ряда возможностей достижения цели" – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.