Теорема эквивалентности доходов

Какой тип аукциона работает лучше? Какой из них даст наивысшую цену продавцу (при наличии многих покупателей)? Какой из них даст наименьшую цену покупателю (при наличии многих продавцов)? Самое удивительное обстоятельство заключается в том, что при определенных условиях все три типа аукционов—вероятнее всего — дадут очень близкие средние результаты. Этот факт известен как теорема эквивалентности доходов.

Суть этой теоремы поясним на примере. Предположим, что на оптовом аукционе я продаю «Мерседес » 2004 года выпуска группе опытных тор­говцев подержанными машинами, которые планируют перепродать машину с выгодой для себя. Исходя из оценки стоимости машины каждый вероятный покупатель прикидывает отправную цену за этот автомобиль, при которой затраты на перепродажу не принесут убытка. Поскольку покупатели точно не уверены, за какую сумму машина может быть перепродана, отправные цены за нее будут отличаться у разных покупателей.

Начнем с простейшего случая. Предположим, я выставил свой «Мерседес» на английский аукцион. Торги начинаются с 80000 фунтов стерлингов и очень быстро движутся к моменту, когда остается два покупателя — Генри и Джордж. В конце концов, Генри предлагает 10000 фунтов стерлингов, и Джордж уже не отвечает. «Мерседес» продан Генри за 10000 фунтов стерлингов. Что я узнал из этого? Именно то, что отправная цена Джорджа немного меньше фигурировавших 10000 фунтов стерлингов, тогда как отправная цена Генри, по крайней мере — 10000 фунтов стерлингов. Обобщая, скажем, что английский аукцион приведет к продаже по цене близкой ко второй наиболее высокой отправной цене среди конкурирующих покупателей.

Теперь рассмотрим, как развернутся события на голландском аукционе. Я начинаю аукцион с 12000 евро, не ожидая немедленных покупателей, и их нет. При объявленной цене в 10000 евро, я попадаю на отправную цену Генри. Согласится ли на нее Генри немедленно? Нет, потому что за 10000 евро он как раз собирается перепродать машину, и прибыли у него не будет. Генри делает непроницаемое лицо, как будто играет в покер, и помалкивает. Маскируясь таким образом, он прокручивает в голове все варианты, чтобы определить вторую наиболее высокую отправную цену заинтересованных лиц. Догадываясь, что она находится где-то около 8000 евро, как только предложение падает до этой цифры, он поднимает руку и покупает автомобиль. Иногда Генри ошибается в своей догадке, и тогда машину вместо него получит Джордж или Глэдис или еще кто-то другой. Но все покупатели профессионалы, и их догадки в среднем будут справедливы. И в результате средняя продажная цена на голландском аукционе будет очень близка ко второй наиболее высокой отправной цене.

И, наконец, предположим, что аукцион проходит «втемную». Рассуждения Генри в этом случае похожи на его раздумья при проведении голландского аукциона. Он, конечно, не предложит свою отправную цену в 10000 евро — это лишит его прибыли. Его стратегия максимально увеличить прибыль в этом случае состоит в том, чтобы представить предложение, близкое ко второй по величине отправной цене. Конечно, встречаются исключения из правила, но стратегия Генри дает ему хорошие шансы приобрести автомобиль за 8000 евро.

Таким образом, при определенных обстоятельствах все три типа аукционов дадут результаты, слабо отличающиеся друг от друга и близкие ко второй наиболее высокой отправной цене товара. Теперь обратимся к исключениям из правил. Иногда специфические особенности предлагаемого товара или информация, ставшая доступной заинтересованным в купле-продаже лицам, создадут ситуацию, в которой один из типов аукциона оказывается предпочтительнее. Здесь во многом значительную роль играет годами вырабатывающееся чутье покупателей и продавцов, так что они не ошибаются в выборе оптимального для себя типа аукциона.

Резюмируя, аукционы — достаточно эффективное решение проблемы оценки единичных товаров в условиях асимметричной информации и экономической недобросовестности. На аукционах продавцов товары оказываются обычно в руках тех, кто выше всего их оценивает, а на аукционах покупателей побеждают те, кто может поставить товары по самым низким ценам. Адекватные стимулы поддерживаются на обоих типах аукционов, вызывая поставку товаров и услуг, на которые существует спрос.