Типы аукционов

Экономика аукционов

На большинстве рынков, о которых мы говорили до этого момента, продавцы заранее информируют покупателей о запрашиваемых ценах. Покупателям предлагается купить по этой цене столько товаров, сколько они потребуют, или не покупать совсем. Конечно, если условия функционирования рынка изменятся и произойдет разрыв между поставляемыми и требуемыми количествами товаров при ранее установленной цене - изменение товарных запасов, образование очередей даст продавцам сигнал реформировать цены в направлении, восстанавливающем равновесие.

Надо отметить, что для некоторых товаров неразумно объявлять цены заранее. Вместе этого цена устанавливается в тот самый момент, когда сделка имеет место. Приведем, некоторые примеры.

Первый — это рынок уникальных товаров, которые покупают и продают крайне редко - произведения искусств, раритеты и пр. Другой пример—это рынок скоропортящихся товаров — рыба, живые цветы и пр. Время от времени цены на таких рынках меняются, чтобы удерживать равновесие между поставляемым и потребляемым количеством товара. Еще пример — рынки чистокровных лошадей , где объекты меняются в качестве от одной единицы к следующей.

Если цены ее устанавливаются до тех пор, пока сделка не происходит, каким образом покупатели и продавцы получают необходимую им информацию и стимулы с целью максимально эффективного использования своих средств и ресурсов? Как oбеспечивает рынок максимально эффективное и высоко оцениваемое применение невозобновляемых ресурсов? Ответ на эти вопросы дает аукцион. Настоящий раздел исследует экономику аукционов, делая специальный акцент на господствующие в них процессы обмена информации.

Аукцион всегда начинается с ситуации, характерной асимметричным распределением информации. Предположим, что я хочу продать картину. Я знаю свою отправную цену (минимальная цена, на которую я бы согласился, продавая картину), но я не знаю отправных цен потенциальных покупателей (наивысшие цены, которые они согласятся заплатить). Также информация асимметрична и для покупателя. Покупатель знает свои отправные цены, но не знает отправной цены продавца и других покупателей. Нет необходимости говорить, что как покупатели, так и продавцы на аукционе предполагают, что противоположная сторона будет вести себя экономически недобросовестно. Каждая из сторон стремиться получить преимущества, раскрывая при этом как можно меньше информации относительно собственных отправных цен.

Предыдущий абзац описывает аукцион, который организован и проводится продавцом, получающим предложения покупателей. За неимением лучшего термина, назовем его аукционом продавцов. В других случаях аукцион организуется покупателем, который ищет выгоднейшее предложение от ряда потенциальных продавцов. По аналогии назовем его аукционом покупателей.

Например, я мог бы изучить предложения ряда строительных подрядчиков для того, чтобы построить дом. В этом случае я знаю свою отправную цену (наивысшую цену, которую я собираюсь платить), но я не знаю отправной цены (минимального приемлемого предложения) потенциальных подрядчиков. Кстати, подрядчики не знают отправных цен друг друга.

Существует три типа аукционов. Ниже рассматриваются их детали в варианте аукциона продавцов, но существуют их модификации в варианте аукциона покупателей.

· На английском аукционе начальная ставка невелика, и конкурирующие покупатели назначают более высокие низкие ставки, пока не останется лишь один покупатель. Предмет продается по самой высокой предложенной ставке.

· На голландском аукционе начальная ставка очень велика и ведущий торги последовательно предлагает все более низкие ставки, пока какая-то из них не принимается. В этом случае предмет продается первому покупателю, который принимает предложенную ставку.

· На аукционе втемную или так называемом заочном все покупатели предлагают свои ставки одновременно, и предмет продается тому, кто сделал самое высокое предложение.

Английские аукционы, без сомнения, наиболее известны. Они используются для продажи произведений искусств, раритетов, домашнего скота, организации благотворительных фондов. Аукционы втемную чаще используются в модификации аукциона покупателя, в процессе которого конкурирующие подрядчики представляют свои предложения по строительству домов, прокладке дорог, разработке систем вооружений и т. д. Государственное казначейство США также продает некоторые ценные бумаги на основе аукциона втемную. Традиционные голландские аукционы часто используются для продажи домов, подержанных автомобилей и т. д. Сначала вещь рекламируется по ценам, отражающим самые оптимистические расчеты продавца. Если реакции не следует, цена постепенно понижается, пока покупатель не будет найден.