Особенности и функции политической идеологии

Политическую идеологиючасто называют ядром политического сознания. Аналогия с физическим миром здесь не случайна: по­добно тому как практически вся масса атома приходится на его ядро, так и в политическом сознании основная «тяжесть» идей и концепций сосредоточена в идеологиях. Именно они разрабатывают концептуальные политические схемы, объясняют и оправдывают возникающие политические коллизии, проявляют и рационализируют смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс.

Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функцио­нирования, к которым обычно относят:

целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретиче­ского уровня;

• появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихий­но, «сама собой» идеология не складывается);

• изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;

обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);

апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

• склонность к некоторой лакировке действительности.

Большинство отмеченных особенностей идеологии доста­точно очевидны и не требуют комментариев, за исключением последней. Данная неординарная особенность функционирова­ния идеологии вызвана к жизни двумя обстоятельствами.

(1) Идеология - это взгляд на социум с позиций определен­ной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая кри­тика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как про­явление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка.

Так, марксизм, напри­мер, сомнение в истинности своих идей нередко истолковывал как стремление буржуазии извратить реальное положение дел в интересах сохранения своего господства.

Либерализм любую критику в свой адрес подает как попытку покушения на неот­чуждаемые права и свободы индивида и т.д. Такой способ защи­ты «идейной чистоты» в пропагандистском плане достаточно эффективен, однако, делая идеологию маловосприимчивой к критике, он уменьшает ее шанс на объективное воспроизведе­ние реальности. Идеологи начинают видеть в последней то, что они хотят увидеть, то, что «разрешается» видеть идеологически­ми постулатами.

(2) Идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее. А будущее должно быть прекрасно. Ведь когда любой из нас пытается представить себе свое индивидуальное будущее, оно непременно бывает выдержано в «розовых», благополучных тонах. Идеология делает то же самое, только на социально-групповом уровне.

Мечты индивидуальные сбываются чаще, чем общественные. Коммунизм ли или «свобода - равенство - братство» - этим конечным целям наиболее популярных идеологий еще не суж­дено было реализоваться. Да от них, впрочем, этого всерьез и не требуется, их главное назначение - дать социальный ориентир, побудить массы людей к практическому действию.

А для этого данный «ориентир» должен быть немного приподнят, возвышен над реальностью. Защищать, к примеру, «жизненные интересы нации», «идеалы свободы и демократии», «конституционный порядок» и прочее благороднее и почетнее, чем просто контро­лировать какие-либо ресурсы вроде нефти и газа, хотя послед­нее в современных условиях как раз и является в большинстве случаев подлинной основой первого. Это, конечно, не означает, что все выдвигаемые идеологиями цели иллюзорны или лице­мерны, просто такова специфика выполнения идеологией своих главных задач и функций.

К числу ведущих функций политической идеологии относятся:

целеобразующая- формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

программно-практическая- перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов дос­тижения власти и ее использования;

интегративная - сплочение, формирование единства со­циальной группы;

мотивирующая - побуждение людей к политической ак­тивности;

коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по ко­торому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К основным функциям идеологии можно также отнести

познавательную –способствует осмыслению и познанию политической реальности;

аксиологическую (ценностную) – утверждает ценности определенного класса, социальной группы;

пропагандистскую –способствует распространению определенных взглядов и идей;

апологетическую (защиты политического имиджа власт­вующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологий в современном мире.

К наиболее влиятельным идеологиям современности приня­то относить либерализм, консерватизм, социализм и национализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фак­тически перешагивают формальные рамки собственно полити­ческой сферы и превращаются в своеобразные типы или спосо­бы мышления, определяющие отношение людей ко всему окру­жающему миру. Приведем их краткие характеристики.

9.3. Идеология либерализма

Либерализм (Liberalism) от лат. Liberalis - касающийся свободы, идеологическая ориентация и политическое движение, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее в экономике - свободу частного предпринимательства и конкуренции; поддерживающее в политике - правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

Брокгауз и Ефрон указывали, что либерализм - это направление в политике, противоположное консерватизму, стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы личности, свободы от притеснений, налагаемых церковью, деспотизмом власти, полицейской регламентацией, обычаями и т. д.

Политический либерализм нашел классическое выражение во французской «Декларации прав человека и гражданина», где были установлены основы гражданских свобод: народный суверенитет, личная неприкосновенность, свобода совести и мысли, слова и печати, гражданское равенство.

Либерализм отстаивает начала народовластия и конституционных ограничений против абсолютизма, местное самоуправление против бюрократической централизации, равенство граждан против сословных привилегий, участие общества в отправлении правосудия и проч.

Истоки либеральной идеологии отчетливо прослеживаются в английской и француз­ской политической философии XVII-XVIII вв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения - Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо, Адама Смита, французских энциклопедистов - и составили ос­нову либеральной доктрины. В ней можно выделить три кон­цептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:

(1) безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустро­ить общественную жизнь на «разумных» началах;

(2) концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;

(3) требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства го­сударства в экономику.

Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивидаво всех возможных формах - гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. Человек - независимое, ответственное и ра­зумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего (государственного, цер­ковного и т.д.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремит­ся утвердить ничем не ограниченную, анархическую по сути сво­боду каждого человека делать все, что ему заблагорассудится.

Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования преде­лов свободы индивида. Это составило суть второго, более широ­кого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину ли­берализма. К ним относятся:

• идея договорного характера отношений между государст­вом и индивидом (теория общественного договора);

• концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а, наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживаю­щую его организацию - государство, которое существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы; при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в це­лом);

• концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;

• идея изначального равенства возможностей самореализа­ции индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;

• отождествление свободы с частной собственностью, кото­рая трактуется как гарант и мера свободы;

• признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и де­мократии;

• признание принципа плюрализма во всех сферах общест­венной жизни - политической, социальной, культурной, религиозной и пр.

Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция.

Со­держание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного со­стояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией.

В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно и как реализация политической свободы, и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.

В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы.

Идеи своеобразной социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII - начала XIX в. Однако столь радикальным ли­берализм был недолго. Как выяснилось ближе к XX в., следова­ние базовым принципам либерализма почему-то никак не при­ближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот - вело ко все более резкому экономическому и соци­альному расслоению общества, что автоматически ставило ли­берализм с его требованием свободной конкуренции в положе­ние доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.

Такая ситуация заставила идеологов этого направления пе­ресмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра - в признании большей позитивной роли го­сударства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций.

Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, неолибералыпри­нялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики, провоз­гласили необходимость осуществления государством широко­масштабных социальных программ в целях поддержки мало­обеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи де­мократизации управления производством, необходимости ши­рокого участия масс в политическом процессе и т.д.

В целом коррекция идей классического либерализма приме­нительно к реалиям XX в. оказалась достаточно успешной. Наи­более заметные достижения социально-политического реформаторства прошлого столетия («Новый курс» Ф. Рузвельта в 30-е годы в США, строительство «государства всеобщего благо­состояния» в 50-60-е годы в Западной Европе) были в значи­тельной степени вдохновлены именно идеями неолиберализма (или социального либерализма). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия уси­ленной государственной регламентации в экономической и со­циальной сферах, популярность неолиберальной идеологии по­шла на спад. Появились программы возрождения идей класси­ческого либерализма (либертаризм), усилилось влияние главного конкурента либерального мышления - идеологии консерватизма.