Особенности и функции политической идеологии
Политическую идеологиючасто называют ядром политического сознания. Аналогия с физическим миром здесь не случайна: подобно тому как практически вся масса атома приходится на его ядро, так и в политическом сознании основная «тяжесть» идей и концепций сосредоточена в идеологиях. Именно они разрабатывают концептуальные политические схемы, объясняют и оправдывают возникающие политические коллизии, проявляют и рационализируют смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс.
Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят:
• целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня;
• появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается);
• изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;
• обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);
• апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;
• склонность к некоторой лакировке действительности.
Большинство отмеченных особенностей идеологии достаточно очевидны и не требуют комментариев, за исключением последней. Данная неординарная особенность функционирования идеологии вызвана к жизни двумя обстоятельствами.
(1) Идеология - это взгляд на социум с позиций определенной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая критика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как проявление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка.
Так, марксизм, например, сомнение в истинности своих идей нередко истолковывал как стремление буржуазии извратить реальное положение дел в интересах сохранения своего господства.
Либерализм любую критику в свой адрес подает как попытку покушения на неотчуждаемые права и свободы индивида и т.д. Такой способ защиты «идейной чистоты» в пропагандистском плане достаточно эффективен, однако, делая идеологию маловосприимчивой к критике, он уменьшает ее шанс на объективное воспроизведение реальности. Идеологи начинают видеть в последней то, что они хотят увидеть, то, что «разрешается» видеть идеологическими постулатами.
(2) Идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее. А будущее должно быть прекрасно. Ведь когда любой из нас пытается представить себе свое индивидуальное будущее, оно непременно бывает выдержано в «розовых», благополучных тонах. Идеология делает то же самое, только на социально-групповом уровне.
Мечты индивидуальные сбываются чаще, чем общественные. Коммунизм ли или «свобода - равенство - братство» - этим конечным целям наиболее популярных идеологий еще не суждено было реализоваться. Да от них, впрочем, этого всерьез и не требуется, их главное назначение - дать социальный ориентир, побудить массы людей к практическому действию.
А для этого данный «ориентир» должен быть немного приподнят, возвышен над реальностью. Защищать, к примеру, «жизненные интересы нации», «идеалы свободы и демократии», «конституционный порядок» и прочее благороднее и почетнее, чем просто контролировать какие-либо ресурсы вроде нефти и газа, хотя последнее в современных условиях как раз и является в большинстве случаев подлинной основой первого. Это, конечно, не означает, что все выдвигаемые идеологиями цели иллюзорны или лицемерны, просто такова специфика выполнения идеологией своих главных задач и функций.
К числу ведущих функций политической идеологии относятся:
• целеобразующая- формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;
• программно-практическая- перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;
• интегративная - сплочение, формирование единства социальной группы;
• мотивирующая - побуждение людей к политической активности;
• коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».
К основным функциям идеологии можно также отнести
• познавательную –способствует осмыслению и познанию политической реальности;
• аксиологическую (ценностную) – утверждает ценности определенного класса, социальной группы;
• пропагандистскую –способствует распространению определенных взглядов и идей;
• апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологий в современном мире.
К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм, социализм и национализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру. Приведем их краткие характеристики.
9.3. Идеология либерализма
Либерализм (Liberalism) от лат. Liberalis - касающийся свободы, идеологическая ориентация и политическое движение, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее в экономике - свободу частного предпринимательства и конкуренции; поддерживающее в политике - правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.
Брокгауз и Ефрон указывали, что либерализм - это направление в политике, противоположное консерватизму, стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы личности, свободы от притеснений, налагаемых церковью, деспотизмом власти, полицейской регламентацией, обычаями и т. д.
Политический либерализм нашел классическое выражение во французской «Декларации прав человека и гражданина», где были установлены основы гражданских свобод: народный суверенитет, личная неприкосновенность, свобода совести и мысли, слова и печати, гражданское равенство.
Либерализм отстаивает начала народовластия и конституционных ограничений против абсолютизма, местное самоуправление против бюрократической централизации, равенство граждан против сословных привилегий, участие общества в отправлении правосудия и проч.
Истоки либеральной идеологии отчетливо прослеживаются в английской и французской политической философии XVII-XVIII вв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения - Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо, Адама Смита, французских энциклопедистов - и составили основу либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:
(1) безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на «разумных» началах;
(2) концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;
(3) требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.
Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивидаво всех возможных формах - гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. Человек - независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего (государственного, церковного и т.д.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую по сути свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится.
Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:
• идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория общественного договора);
• концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а, наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию - государство, которое существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы; при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в целом);
• концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;
• идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;
• отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;
• признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;
• признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни - политической, социальной, культурной, религиозной и пр.
Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция.
Содержание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного состояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией.
В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно и как реализация политической свободы, и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.
В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы.
Идеи своеобразной социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII - начала XIX в. Однако столь радикальным либерализм был недолго. Как выяснилось ближе к XX в., следование базовым принципам либерализма почему-то никак не приближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот - вело ко все более резкому экономическому и социальному расслоению общества, что автоматически ставило либерализм с его требованием свободной конкуренции в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.
Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра - в признании большей позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций.
Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, неолибералыпринялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики, провозгласили необходимость осуществления государством широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т.д.
В целом коррекция идей классического либерализма применительно к реалиям XX в. оказалась достаточно успешной. Наиболее заметные достижения социально-политического реформаторства прошлого столетия («Новый курс» Ф. Рузвельта в 30-е годы в США, строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50-60-е годы в Западной Европе) были в значительной степени вдохновлены именно идеями неолиберализма (или социального либерализма). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия усиленной государственной регламентации в экономической и социальной сферах, популярность неолиберальной идеологии пошла на спад. Появились программы возрождения идей классического либерализма (либертаризм), усилилось влияние главного конкурента либерального мышления - идеологии консерватизма.