Перспективное и поурочное планирование

Особенности работы с особо одаренными и неуспевающими учениками

 

Таблица 4.3 -Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготов­ленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при оп­росе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помо­гающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.  
При изложе­нии нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблем­ном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе са­мостоятель­ной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать та или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения за­даний, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспе­вающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При органи­зации само­стоятельной работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выпол­нения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использова­ние карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

 

 

Тема 5 «Урок биологии»

1. Перспективное и поурочное планирование

2. Урок – основная форма организации учебной работы по биологии, требования к уроку

3. Подготовка учителя к урокам

4. Постановка цели урока

5. Структура урока, этапы комбинированного урока

6. Проведение урока биологии

 

 

· Например, Пономаревой И.Н. с соавт. предлагается следующая схема тематического плана:

Схема тематического плана обучения биологии

Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание
         

 

· Конюшко В.С. с соавт. предлагают свою схему тематического плана:

Номер и тема урока Тип урока по дидактической цели Что ученики должны знать и уметь Повторение и межпредметные связи Практические и самостоятельные работы
         

 

· Примерное календарно-тематическое планирование Минск:

Национальный институт образования, 2009

№ урока Дата проведения Тема раздела, урока Материал учебного пособия Домашнее задание
  ВВЕДЕНИЕ Понятие о живой и неживой природе. Тела и явления природы. Биология – наука о живой природе. Основные разделы биологии. Значение биологии Введение к учебному пособию  
ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ (5 ч)
  Живые организмы. Методы изучения живой природы Отличие живых организмов от тел неживой природы. Методы изучения живой природы § 1, 2, заложить опыт «Развитие растений фасоли из семян», подготовиться к экскурсии

 

· В книге «Настольная книга учителя биологии» предлагается следующая основа для поурочно-тематического планирования:

Тема урока Кол-во часов Учебное пособие Дом. задание
         

 

*Предлагаемые варианты планирования – это лишь основа плана. В реальных условиях каждый учитель вносит в него необходимые коррективы.