Перспективное и поурочное планирование
Особенности работы с особо одаренными и неуспевающими учениками
Таблица 4.3 -Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать та или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. |
Тема 5 «Урок биологии»
1. Перспективное и поурочное планирование
2. Урок – основная форма организации учебной работы по биологии, требования к уроку
3. Подготовка учителя к урокам
4. Постановка цели урока
5. Структура урока, этапы комбинированного урока
6. Проведение урока биологии
· Например, Пономаревой И.Н. с соавт. предлагается следующая схема тематического плана:
Схема тематического плана обучения биологии
Учебная тема курса | Тема урока | Дата | Внеурочная работа | Домашнее задание |
· Конюшко В.С. с соавт. предлагают свою схему тематического плана:
Номер и тема урока | Тип урока по дидактической цели | Что ученики должны знать и уметь | Повторение и межпредметные связи | Практические и самостоятельные работы |
· Примерное календарно-тематическое планирование Минск:
Национальный институт образования, 2009
№ урока | Дата проведения | Тема раздела, урока | Материал учебного пособия | Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ | Понятие о живой и неживой природе. Тела и явления природы. Биология – наука о живой природе. Основные разделы биологии. Значение биологии | Введение к учебному пособию | ||
ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ (5 ч) | ||||
Живые организмы. Методы изучения живой природы | Отличие живых организмов от тел неживой природы. Методы изучения живой природы | § 1, 2, заложить опыт «Развитие растений фасоли из семян», подготовиться к экскурсии |
· В книге «Настольная книга учителя биологии» предлагается следующая основа для поурочно-тематического планирования:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Учебное пособие | Дом. задание |
*Предлагаемые варианты планирования – это лишь основа плана. В реальных условиях каждый учитель вносит в него необходимые коррективы.