Участники международных отношений
Современная политическая наука рассматривает в качестве основных участников (акторов) международных отношений
· суверенные государства,
· межгосударственные объединения и
· международные (правительственные и неправительственные) организации.
Важнейшим признаком государства как участника международных отношений является государственный суверенитет.
Суверенитетозначает, что данный социальный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких других обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств.
Следует различать понятия государственного и национального суверенитета.
Национальный суверенитет - совокупность прав нации, позволяющая ей сохранять свое существование, национальную самобытность и обеспечивать благоприятные условия для своего развития. Для достижения национального суверенитета не обязательно образовывать национальное государство.
Национальный суверенитет может быть реализован в таких формах, как национально-культурная автономия, федеративное или конфедеративное государственное устройство.
Наряду с отдельными национальными государствами в международных отношениях принимают участие также различные коалиции государств, блоки, интеграционные группировки, т.е. межгосударственные объединения, участники которых не теряют своей самостоятельной роли в системе межгосударственных отношений. В межгосударственном объединении могут возникать специальные механизмы для координации внешнеполитического поведения его участников. Функции таких механизмов состоят как в простом обмене информацией, так и в согласовании отдельных элементов внешнеполитической идеологии, политики и стратегии на международной арене, в совместной разработке и совместном осуществлении внешнеполитических акций.
В прошлом основным видом межгосударственных объединений были коалиции, создававшиеся, как правило, лишь для подготовки и ведения военных действий. После Второй мировой войны сложились различные военно - политические союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые др. Большинство этих союзов распалось еще в ходе «холодной войны», а Варшавский договор прекратил свое существование после ее окончания. Сохранился лишь Североатлантический договор - НАТО, но эта организация в современных условиях меняет стратегию и приспосабливает функции к новой международной действительности, одновременно расширяя число своих членов.
Сегодня возрастает значение интеграционных группировок иного характера, ярким примером которых может служить Европейское сообщество, преобразовавшееся в ходе экономической и политической интеграции в Европейский союз. Фактически и СНГ на сегодняшний день представляет собой межгосударственное объединение, правда, аморфное, с неясными перспективами.
Близким, но не тождественным понятию «межгосударственное объединение» является понятие «международная организация». Международные организации во второй половине XX столетия стали важным фактором международных отношений.
Основные признаки международной организации следующие:
· объединение государств на основе организационно-правового единства его членов;
· объединение, образованное в силу межгосударственного соглашения - учредительного акта - для достижения провозглашенных целей;
· объединение, осуществляющее в соответствии с учредительным актом и другими правилами организации установленные функции и полномочия в международном общении через посредство своих органов и выступающее во взаимоотношениях с государствами-членами, с государствами - нечленами и другими субъектами международного общения от своего имени.
Положение о том, что международная организация выступает исключительно от своего имени, во-первых, отражает тот факт, что она проявляет тем самым свою волю, во-вторых, позволяет отличать международную организацию от наднациональной, организации.
Каждая международная организация - это форум государств - участников межгосударственных отношений, где проходят интенсивные переговоры по общим и специальным вопросам, изыскиваются пути решения спорных вопросов между ними, устанавливаются и развиваются их отношения.
Международная организация относительно самостоятельна: она вступает в межгосударственные отношения от своего имени, представляет все участвующие в ней государства в собственных решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями.
Подобная организация межгосударственного характера признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а, следовательно, и международного права международная организация призвана играть конструктивную роль в упрочении международной законности, укреплении взаимопонимания, развитии взаимовыгодных отношений между государствами, решении спорных вопросов, поддержании мира и безопасности. Такая роль международной организации делает ее важным элементом системы межгосударственных отношений как отношений мира и мирного сосуществования.
Международные организации отражают объективную тенденцию усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях. Будучи порождением таких объективных закономерностей развития межгосударственных отношений, как мирное сосуществование государств, международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств, международные организации в свою очередь оказывают влияние на реализацию данных закономерностей, создавая для этого благоприятные условия.
Вместе с тем международные организации действуют и развиваются, подчиняясь собственным законам. К их числу, в частности, можно отнести необходимость соответствия структуры и принципов создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права, целесообразность функционирования именно в той области международных отношений, рамки которой определены уставом данной организации.
В научной литературе предлагается несколько принципов классификации международных организаций. При этом наиболее существенным является их деление на межгосударственные и неправительственные (т.е. на основе характера членства). Наряду с этим делением существует целый ряд международных организаций смешанного типа. В них участвуют как правительства или государственные ведомства, так и общественные организации и индивидуальные члены.
Особое место в современном мире, несомненно, принадлежит Организации Объединенных Наций. Созданная в 1945 г., ООН замышлялась как универсальный инструмент поддержания всеобщего мира и безопасности. Однако начавшаяся в период «холодной войны» конфронтация между крупнейшими державами, их попытки использовать ООН в собственных интересах подорвали эффективность деятельности этой организации в целом. В новых условиях возродилась надежда на то, что цели и задачи, провозглашенные Уставом ООН в момент ее создания, не будут больше просто декларацией.
В структуре ООН можно выделить следующие, наиболее значимые :
- ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития науки и культуры,
- ЮНЕП, в задачи которой входит разработка и осуществление мер по защите среды обитания,
- МАГАТЭ, решающее вопросы предотвращения распространения ядерного оружия и вопросы развития атомной энергии в мирных целях;
- Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО)и др., которые занимаются вопросами экономического сотрудничества и развития.
К наиболее крупным региональным международным организациямможно отнести следующие:
- Европейский союз (ЕС),
- Содружество независимых государств (СНГ),
- Организация американских государств (ОАГ),
- Организация африканского единства (ОАЕ),
- Азиатско-тихоокеанский экономический совет (АПЕК),
- Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др.
Любые внутриобщественные явления превращаются в объект межгосударственных политических отношений лишь тогда, когда они опосредованно становятся предметом внешней политики государств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполитическую деятельность.
Отделить собственно политические отношения государств, иначе говоря, отношения по поводу конкретно-исторических проблем - в отличие, например, от экономических, научно-технических, культурных и т.д. - весьма трудно, а порою невозможно. Всякое такое «отделение» носит условный характер и предполагает постоянный учет реального взаимодействия собственно политических проблем с другими.